Интернет за Великой китайской стеной – как выглядит интернет в Китае

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-02-29

Интернет является основным проявлением и символом глобализации. Может показаться, что в мире различных культур, религий, социально-экономических взглядов, именно сеть является чем-то полностью универсальным. Такое утверждение очень далеко от истины – хотя бы в Китае, крупнейшего по численности населения государства мира, где интернет сильно отличается о того, который знаем мы.

Хотя Китайская Народная Республика в рамках экономики представляет собой странное сочетание социализма с «китайской спецификой» и капитализма, но в рамках Интернета имеет отвратительную рожу цензора.

Китай держит под контролем всё интернет пространство

Китайский интернет – это, прежде всего, более 720 млн. пользователей, что составляет чуть более 52% от общей численности населения этой страны. Это почти столько же, сколько население США и ЕС вместе взятые. Это большой «рынок» с гигантским бизнес-потенциалом.

К сожалению китайских властей, это также большая опасность. Ведь интернет остаётся самым быстрым, хотя всё ещё не самым лучшим источником информации «из первых рук»...

Поэтому они ведут активную блокировку доступа к внешним источникам информации, таким как BBC, CNN или мировые социальные сети. Это осуществляется в рамках проекта «Золотой Щит», предусматривающий введение контроля, цензуры и мониторинга интернет-трафика на территории КНР. Проектом руководит Министерство общественной безопасности, и, обычно, указывается, что его целью является повышение общественной безопасности и эффективности полиции.

Как выглядит это на практике?

«Мама» знает, что ты смотришь в интернете

Каждый интернет-провайдер на территории Китая должен нанимать сотрудников, осуществляющих контроль трафика. Местные власти называют их «большими мамами». Их роль заключается в модерировании и удалении любого содержания политического характера. Происходит это по-разному, в одних случаях запись удаляется полностью, в других – удаляют запрещенные слова и оставляют метку присутствия власти. Список неугодных слов и фраз постоянно обновляется.

Цензура работает также на уровне поисковых систем. Поисковые запросы сравниваются со списком запрещенных слов, а все сайты анализируются на содержание скрытых запрещенных фраз.

Запрещенные слова, как не трудно догадаться, все термины и фразы, которые ассоциируются с западным миром, такие как: демократия, свобода слова, антикоммунизм, коммунистические преступники и т.д., но также присутствуют непосредственно связанные с Китаем, как Площадь Тянь Ань Мэнь, Далай-Лама, Тибет или другие.

Система блокирует контент, связанный с движением Фалуньгун, тибетским буддизмом, страницы связанные с правительством Тайваня, раскрывающие преступления коммунистической власти в Китае.

Типичный профиль пользователя в китайской социальной сети

Конечно, активная позиция цензуры не означает, что китайцы обречены только на одну «правду». Блокировки можно обойти, применяя, например, популярные виртуальные частные сети (VPN).

Существует также отдельная сеть Tor, которая дает возможность свободного и неограниченного доступа к альтернативным данным. Однако, этот вариант не даёт 100% гарантии безопасности, так как регулярно мониторится государственными IT-специалистами.

В вопросе обхода правительственных блокировок очень активен черный рынок Китая. Регулярно появляется новое программное обеспечение, которое позволяет свободно использовать интернет. Тогда начинается игра в кошки-мышки – независимые разработчики ищут возможности обхода цензуры, правительство создаёт новые технологии блокировки.

Социальные сети на законных основаниях

YouTube, Google, Google+, Facebook, Snapchat, Instagram и все другие «чудеса», без которых мы не представляем себе жизнь, в Китае, конечно, запрещены. Но, в отличие от других стран с цензурой (например, Иран) в Китае этот запрет создаёт условия для динамичного развития частных решений, которые аналогичны или однозначно копируют западные бренды.

Массовое увлечение социальными сетями берёт начало, прежде всего, в продолжающемся долгие годы процессе миграции людей из сельской местности в города. Новые горожане просто используют всё, что связано с современным стилем жизни. Немалое значение имеет модель семьи 2+1, которая для очень многих китайцев сопоставима с небольшой семьей и одиночеством в старости. Социальные сети компенсируют это.

Не трудно подобрать китайские аналоги для западных сервисов. Китайским YouTube являются Youku и Tudou. Хитом является аналог Twitter – Sina Weibo. Запущенный в 2009 году клон Твиттера, стал также платформой для размещения объявлений. Некоторой проблемой может быть ограничение на количество символов (140), потому что в китайском письме их более 50000 (хотя наиболее часто используют только 5-6 тысяч).

Несмотря на это, сервис имеет до 180 млн активных пользователей. Sina Weibo, в большей степени, служит для публикации смешных фото и видео, шуток.

Главная страница китайского сервиса Sina Weibo

Если другие западные социальные сети имеют один или два китайских аналога, то Facebook имеет около пяти. Самый известный из них – RenRen, а его пользователями, прежде всего, молодежь и студенты. В 2014 году сервис насчитывал около 215 млн. пользователей. Визуально он очень похож на Facebook, западные СМИ очень часто используют его для публикации политической или социальной информации.

Другим визуально похожим на Facebook является сервис Qzone. Он имеет самое большое количество пользователей (более 600 млн), но они менее вовлечены и представлены, в основном, жителями «мелких» городов и провинции.

Kaixin001 – это сервис для молодых людей, работающих в корпорациях, имеет, безусловно, профессиональный характер (около 160 млн. пользователей).

В список запрещенных сайтов почему-то не попал Pinterest. Тем не менее, он не пользуется популярностью и сильно уступает позиции китайскому аналогу Mogujie, который насчитывает около 40 миллионов пользователей и до сих пор развивается.

В Китае этот сервис стал инструментом для развития разного рода стартапов, для которых целевой группой являются женщины. Компании используют Mogujie для создания онлайн магазинов, что позволяет динамично развиваться в самом многолюдном обществе.

Главная страница китайского Mogujie – конкурента Pinterest

Аналогом западных мессенджеров является WeChat, который имеет точно такие же функции, как, например, WhatsApp. Он имеет огромное количество пользователей – уже более 650 млн, то есть почти каждый житель Китая, имеющий доступ в интернет.

WeChat также широко используется за пределами Китая. Визуально приложение похоже на WhatsApp. Кроме средства связи, WeChat – это также огромный рекламный бизнес, с тем ограничением, что разместить какую-либо рекламу могут только те пользователи, которую ведут хозяйственную деятельность в Китае.

Китайцы любят «ходить» по онлайн магазинам. Китайской спецификой в этот вопросе является также и то, что покупатели без раздумий жалуются на качество товаров и услуг. Эта специфическая свобода слова приводит к тому, что в Китае невозможно достичь коммерческого успеха, не считаясь с мнением клиента. Это затрудняет вход на рынок западных брендов, потому что они должны обязательно адаптироваться к обществу и соответствующим образом вести свои рекламные кампании.

Как бороться с цензурой – не можешь говорить, покажи

Блокировка общения через социальные сети для китайских властей – очень сложная проблема. Китайцы создали свой собственный интернет-сленг, которым обходят официальную политическую цензуру. Когда вы не можете говорить, покажите!

Китайцы вместо слов используют изображения, часто не говорящие прямо. Что касается лексики, то китайская фраза «речной краб» звучит очень похоже на «гармония», а это это слово запрещено в «политикой партии».

Китайское изображение со скрытым смыслом

Ещё один примером является, пожалуй, наиболее отслеживаемая фраза в китайском интернете, – дата резни на площади Тянь Ань Мэнь (4 июня 1989 года). Интернет-пользователи заменяют её фразой «май 30», то есть ключевой момент протеста на площади.

В Китае политически опасным может быть признан любой, кто который наберёт больше 500 предупреждений – за сетевую «популярность» грозит тюрьма.


5.0/4