Первым зрительным контактом с роботами для меня, как и для миллионов советских школьников, стал фильм «Отроки во Вселенной», вышедший в прокат в 1974 году. Помните? На безымянной планете у звезды Альфа Кассиопеи власть захватили бесчувственные андроиды – «вершители»-интеллектуалы и сущеглупые «исполнители», которые извели под корень всё тамошнее человечество. Находчивые земляне-подростки со звездолёта «Заря» расправились с этой электронной бандой играючи: воткнули обыкновенный гвоздь в систему управления энергостанцией, тем самым перезагрузили систему и вывели роботов из строя.
Этот наивный фильм, ныне воспринимаемый с ностальгической улыбкой, произвёл на неокрепшую психику советских детей и подростков сокрушительное впечатление. По крайней мере лично я всякий раз наперегонки с друзьями-приятелями мчался в местный подмосковный ДК, едва завидев афишу со знакомым названием. И пересмотрел «Отроков…» несчётное число раз – фильм показывали часто. Что уж говорить про убойного «Терминатора»!
Термин «робот» был придуман чешским писателем Карелом Чапеком и использован им в пьесе «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы»), написанной в 1921 году. Происходит от чешского слова «rabota», что означает не просто рутинный труд, а буквально каторжные работы, «пахоту» на износ, на пределе сил. Двумя годами позже пьеса была поставлена на Бродвее и имела оглушительный успех. После чего термин «робот» стал широко известен не только в США, но стремительно разошёлся по всему миру и с тех пор обозначает любые автоматические устройства, действующие по заложенной программе – от заводских манипуляторов до советских «луноходов». А для человекообразных электронных механизмов было придумано отдельное наименование – «андроиды».
Механическая старина
Ещё в «Илиаде», сочинённой Гомером в IX веке до нашей эры, есть отдельный сюжет о том, как кузнец Гефест на заказ выковывал братьям-богам механических служанок – помощниц по хозяйству. В V веке до нашей эры греческий математик и механик Архит Тарентский сконструировал деревянного голубя, который летал как живой, управляемый струёй пара.
В Древнем Китае, Египте, Вавилоне мастеровитые спецы по заказам жрецов создавали статуи разнообразных богов с подвижными руками, головой. Некоторые из истуканов могли моргать глазами и беззвучно открывать-закрывать рот – нужный для каждого конкретного случая текст от имени божества загробным голосом произносил жрец, спрятавшись от людских глаз за плотными портьерами.
Первые документальные выкладки о примитивных автономных механизмах, прототипах роботов, историки обнаружили в книгах Герона Александрийского, греческого изобретателя, жившего в I веке нашей эры. Герон излагал не одну только голую теорию – он сумел смастерить целый автоматический театр, в котором, к изумлению современников, настоящие представления разыгрывали куклы-актёры.
По некоторым сведениям, немецкий философ, теолог и учёный Альберт Великий в XIII веке создал первого андроида – куклу в человеческий рост, которая умела реагировать на стук в дверь, открывала её и кланялась вошедшему. А несколько позже изобретатель сделал «говорящую голову», поразительно похожую на человеческую – она могла отчётливо произносить десяток-другой простейших слов.
В 1497 году Леонардо да Винчи смастерил механического рыцаря. Этот громила ростом под 2 метра мог садиться и вставать, на голос поворачивал голову и поднимал забрало шлема. Утверждают, что очевидцы были в ужасе и шоке… Специально к приезду в Милан французского короля великий Леонардо сотворил механическую зверюгу – льва в натуральную величину. При проезде Людовика XII по центральной площади Милана лев оглушительно рыкнул, встал перед королём на задние лапы и передними разорвал попону, чтобы продемонстрировать герб династии Валуа на своей груди. Теперь в шоковое состояние впала царствующая особа…
В 1560 году в подарок испанскому монарху Филиппу II часовые мастера Испании преподнесли фигурку монаха, умевшую «изящно пританцовывать». Но особо поразили современников роботы француза Жака де Вокансона. В середине XVIII века этот умелец смастерил сначала андроида-музыканта в человеческий рост, который с помощью удивительно подвижных пальцев играл на флейте целых 11 мелодий согласно заложенной программе. А чуть позже создал механическую утку, покрытую натуральными перьями. Птица могла ходить, крякала, двигала крыльями, пила воду из поилки и клевала зерно. Мало того, утка, перемолов пищу миниатюрной внутренней мельницей, испражнялась на пол!..
Дальше – хлеще. В конце XVIII века швейцарский часовых дел мастер Пьер-Жак Дро на пару с сыном изготовили куда более сложные механизмы – писца и девушку, игравшую на клавесине. Писец, тоже девушка, сидела за столом, выводила слова на бумаге аккуратным почерком, при этом покачивала головой и моргала в такт движениям собственной руки. Кроме прочего, она могла и рисовать вполне похожих на живых животных – кошек, собак или мышей. А про исполнительницу на клавесине один из современников, чьё имя история не сохранила, оставил восторженные воспоминания: «Девушка играет не ошибаясь, шевелит губами, заглядывает в ноты, иногда бросает взгляд на публику в зале. Она дышит, грудь её поднимается и опускается. По окончании представления встаёт и кланяется залу».
От перфокарт до «Лунохода»
Первый индустриальный робот был запатентован американцем Уиллом Поллардом в октябре 1934 года. Речь шла об автоматическом устройстве для покраски автомобильных кузовов – работе крайне вредной для человека. Состоял робот их манипулятора и электрической управляющей системы.
Поначалу промышленные роботы управлялись с помощью перфоленты, которая появилась ещё в начале XVIII века. Это были ткацкие станки, производившие ткани с определённым рисунком. Уже через несколько лет француз Жан-Батист Фалькон предложил заменить ленту цепочкой перфокарт, что позволяло в любой момент корректировать программу, а вместе с ней и рисунок на ткани, заменой нескольких карточек.
В 1950-х годах в ядерной промышленности СССР и США появились манипуляторы для работы с радиоактивными материалами, имитирующие движения человеческих рук. В 1960-х были созданы помощники сапёров, мобильные роботы для обезвреживания взрывоопасных предметов.
В мае 1966 года в СССР приступили к созданию уникального для своего времени робота – «Лунохода-1». Через четыре года, в ноябре 1970-го, эта махина весом 756 килограммов прилунилась и приступила к исследованиям на поверхности спутника Земли. За 10 месяцев безотказной работы в экстремальных условиях «Луноход» прошёл более 10 километров и выполнил все поставленные перед ним задачи. Детально изучил особенности лунной поверхности и химический состав грунта, радиоактивное и рентгеновское космическое излучение на Луне, передал в Центр управления более 25 тысяч качественных фотографий.
К началу 70-х годов в Японии, США, ФРГ, СССР интенсивно разрабатывались и создавались так называемые безлюдные производства – комплексные производственные системы, в которых роботы производят продукцию практически без участия человека. Не всё сразу получилось, но лиха беда начало…
Где и как нам служат роботы
Восстание машин, судя по всему, человечеству в обозримом будущем не грозит, но жертвами роботов люди уже становились. Так, в 1981 году в сборочном цеху на заводе фирмы «Кавасаки» по производству мотоциклов из-за сбоя программы погиб рабочий. Манипулятор, вместо того чтобы плавно переместить мотоциклетный карбюратор с одного конвейера на соседний, ни с того ни с сего и со всей механической дури заехал им в висок сотруднику. Этот японец стал первой официально зафиксированной жертвой робота.
В 2007 году в ЮАР проходили испытания автономной полевой пушки с мощной электронной начинкой, позволявшей чётко различать солдат по критериям «свой – чужой» и принимать решение об атаке противника самостоятельно. В результате сбоя электроники пушка открыла шквальный огонь по своим. Прежде чем опешившие операторы отключили взбесившийся «ствол», погибли 9 военнослужащих, 14 были ранены.
А вот пример совсем иного рода. В 2009 году 81-летний австралиец самостоятельно собрал робота, которого рассматривал как помощника, для того чтобы покончить жизнь самоубийством. Робот должен был механически обездвижить и зафиксировать хозяина и гильотинировать его, то есть отсечь голову. По счастью, родные изобретателя вовремя разгадали замысел, разобрали робота-убийцу и вывезли на свалку.
Всё это, конечно же, экстремальные примеры роботизации. А вообще, по подсчётам осведомлённых людей, человечеству верой и правдой сегодня служат более миллиона роботов – в самых опасных и тяжёлых местах. При работе с химическими и радиоактивными веществами. На утомительных однообразных работах типа конвейера – без усталости, раздражения и ошибок, присущих нам, людям. В космосе и на глубоководных работах, в военных операциях, разгребают последствия природных и техногенных катастроф. Медицинские роботы выполняют деликатные и ювелирно точные хирургические операции, помогают передвигаться пожилым людям и инвалидам. Сервисные роботы убирают и охраняют помещения, хорошо справляются с обязанностями швейцаров и секретарей в офисах.
В армии США пять лет назад появились роботы-собаки LS3. Они предназначены для транспортировки грузов для подразделений морской пехоты. На одной подзарядке каждая собака способна пронести до 180 килограммов груза на расстояние свыше 30 километров. Механическая псина умеет сама выбрать оптимальный маршрут, распознаёт жесты и команды и даже имеет собственное имя, хозяина-морпеха и откликается на его зов.
Знаменитый японский андроид ASIMO, внешним обликом похожий на астронавта, создан фирмой «Хонда», умеет танцевать, бегать и говорить. Понимает жесты и команды, способен без падения спуститься с лестницы, работает в интернете и даёт журналистам вполне осмысленные интервью.
Корейские инженеры создали первого андроида женского пола, который может менять выражение лица в зависимости от ситуации. Ever-1 (Ева) понимает человеческую речь, умеет общаться по мобильному телефону, во время разговора с человеком держит зрительный контакт и отвечает, причём движения губ в точности соответствуют произносимым словам. 14 микромоторчиков, встроенных в силиконовое лицо Евы, позволяют демонстрировать четыре эмоции: злость, печаль, радость и неподдельное счастье.
Андроид Теспиан считается самым эмоциональным роботом в мире. Он дружелюбен и интеллигентен, декламирует стихи, поёт, общается на нескольких языках, даёт настоящие театрализованные представления. Соскучились в человеческом обществе? Возьмите на прокат Теспиана, в России это тоже возможно. Цена вопроса – 180 тысяч рублей в сутки. Говорят, получите незабываемые впечатления от общения с ним…
В 1942 году американский фантаст Айзек Азимов в цикле рассказов «Я – робот» сформулировал три закона робототехники, благодаря которым восстание машин никогда не произойдёт. Остаётся только заложить эти законы в роботов и андроидов так, чтобы никакой случайный сбой их не отменил:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред;
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону;
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму Законам.