Что такое «планируемое старение продукта»? Это стратегия, используемая производителями, которая предполагает, что устройства должны быть спроектированы так, чтобы работать в течение определенного времени. Идеальным моментом для поломки является, конечно, конец гарантии – тогда стоимость ремонта простимулирует к покупке нового.
Конечно, ни один из производителей не признается в применении такой практики, но, в истории было уже несколько случаев, когда такие действия были обнаружены.
Скандал с лампами накаливания
История этого явления насчитывает почти век. Хотя ещё не было ни телевизоров, ни смартфонов, а холодильники были новинкой, производители уже тогда обнаружили, что производство надежных устройств вовсе не так выгодна для них.
Растущий срок службы ламп накаливания составлял в 1924 году около 2500 часов, что спровоцировало крупнейшие компании, такие как Philips или Osram, к созданию картеля «Феб». Его основной целью было сокращение срока службы до 1000 часов, и тем самым заставить клиентов покупать новые лампы чаще. Через два года лампы горели уже только 1500 часов, конечный результат был достигнут в сороковых годах.
Планируемое старение – как это делается
Примеры этически сомнительных действий мы можем найти в гораздо более близких нам временах. В струйных принтерах установлены емкости, которые могут протечь во время прочистки печатающей головки. Для того, чтобы предотвратить их переполнение, в устройствах установлены чипы, которые после определенного количества отпечатков обездвиживают весь принтер. С одной стороны, эта система выполняет свою цель – ненужные чернила не пачкают принтер и всё вокруг, но, конечно, это не лучшее решение!
Вопрос запланированного старения продуктов проник не только в головы поклонников теории заговора. В последние годы появилось несколько надежных исследований и отчетов, которые однозначно указывают, что это фактическая проблема – и устройства работают всё меньше. Доклад, подготовленный по заказу немецкой партии «Зеленых», подготовленный группой экспертов, подтвердил предположения, что производители разрабатывают устройства так, чтобы они ломались сразу после истечения гарантийного срока.
Чтобы этого достичь, используются компоненты, которые по техническим причинам не могут долго работать. Хотя устройство в целом кажется надежным, одно слабое место лишает все преимуществ. Пластиковые зубчатые колеса, чувствительные к теплу материалы или кабели наушников, сделанные из чувствительного материала – это только некоторые примеры.
В свою очередь, отчет немецкого ведомства по вопросам окружающей среды указывает на то, что количество устройств, который проработало в течение 5 лет с момента покупки выросло с 3,5% в 2004 году до 8,3% в 2013 году. В тот же период средняя продолжительность работы стиральной машины сократилась до 3 лет.
Если речь идёт о мобильных устройствах, то, безусловно, самым слабым звеном являются аккумуляторные батареи. Они являются расходным материалом и со временем теряют свои свойства. Это естественный процесс, и его результатом должна быть возможность замены на новый аккумулятор. К сожалению, в последних моделях ноутбуков и телефонов всё чаще аккумуляторы является неотъемлемой частью всей конструкции.
«Даже в таких случаях замена, однако, возможна. Единственная трудность заключается в том, что нужно обратиться в сервисный центр, который уже за несколько сот рублей заменит аккумулятор на новый».
Стареют не только устройства
В настоящее время срок службы устройств зависит не только от прочности отдельных компонентов. Очень большое влияние на то, как работают ноутбуки или смартфоны имеет программное обеспечение.
Каждый владелец Android устройства отмечает, что его телефон не работает уже так эффективно, как в день покупки. Система иногда тормозит, приложения запускаются дольше, – этого часто оказывается достаточно, чтобы решиться на покупку новой модели.
Большое значения имеет также мода и наши привычки. Покупка нового гаджета часто случается под влиянием модного тренда или минутной прихоти, вызванной рекламой. Это плохо? На этот вопрос мы должны отвечать себе сами.
Недостатки и преимущества короткой жизни устройств
Проблема короткой жизни устройств отрицательно влияет не только на карманы потребителей. Изношенные, испорченные, а иногда и просто старые устройства попадают на свалку.
В лучшем случае, они перерабатываются, что, однако, требует дополнительных затрат и энергии. В худшем случае, электронные устройства медленно гниют, выделяя вредные и ядовитые вещества, использованные для их производства.
В дискуссии о планируемом старении, нельзя пропустить аргументов сторонников такого решения. Чем больше мы производим, продаем и покупаем, тем активнее развивается наша экономика. Но, зарабатывают на этом, в первую очередь, производители, а также поставщики деталей, компонентов или услуг.
Телефон умирает, гарантия заканчивается – как жить
Вопрос старения продуктов стала настолько серьезной проблемой, что привлекает всё больший интерес крупных европейских учреждений.
Директива Ecodesign предполагает, что производители должны указывать не только срок гарантии оборудования, но также их предполагаемый срок. Кроме того, они обязаны обеспечивать производимые устройства запасными частями в течение 10 лет с момента производства. Это решение должно привести к тому, что устройства будут работать дольше, и их можно будет легче ремонтировать.
***
Каждый из нас может внести свой вклад в улучшение ситуации. Мы не должны устраивать войну «жадным корпорациям», достаточно самому позаботиться о том, чтобы срок службы нашего оборудования был длиннее.
Уход за смартфоном и ноутбуком, обновление программного обеспечения и поддержание соответствующей температуры удлинит их жизнь.