Cardano, основанный Чарльзом Хоскинсоном, соучредителем Ethereum, представляет собой блокчейн, разработка которого основана на строгой научной методологии.
Энергоэффективный блокчейн Cardano имеет тенденцию решать проблемы масштабируемости Ethereum, одновременно используя преимущества его экосистемы за счёт использования сайдчейнов, совместимых с виртуальной машиной Ethereum (EVM).
Cardano пользуется большим доверием со стороны учреждений, что делает его криптовалюту ADA одной из самых капитализированных на рынке.
Что такое Cardano (ADA)
Cardano, запущенный в 2015 году, позиционирует себя как «первый блокчейн-проект, разработанный с использованием научного подхода». .отя сумма, собранная в ходе ICO, достигла 62 миллионов долларов, первая версия блокчейна Cardano была официально запущена в сентябре 2017 года, после двух лет исследований.
Его соучредитель Чарльз Хоскинсон участвовал в создании Ethereum, прежде чем присоединиться к командам Ethereum Classic. Он также является бывшим генеральным директором Invictus Innovations (организации, стоящей за Bitshares), а также работал с Дэниелом Ларимером, соучредителем EOS.
Проект Cardano состоит из трёх объектов:
- Cardano Foundation: занимается управлением проектом Cardano, а также юридическими вопросами, такими как регулирование;
- Input Output Hong Kong (IOHK): компания, стоящая за проектом Cardano, её миссия – изучение новых инструментов и парадигм для исследований в области криптографии и архитектуры блокчейна;
- EMURGO: способствует внедрению блокчейна Cardano, инвестируя в стартапы (с целью создания dApps на Cardano) и развивая партнерские отношения с компаниями, желающими использовать блокчейн.
Подобно Ethereum или Solana, Cardano позволяет развертывать децентрализованные приложения и смарт-контракты. Одной из его целей является решение проблем, присутствующих в блокчейне Ethereum, таких как отсутствие масштабируемости сети и высокая стоимость транзакций.
Cardano – проект с полностью открытым исходным кодом, цель которого – открыть доступ к финансовым услугам как можно большему количеству людей благодаря множеству возможностей и возможностей, предлагаемых его блокчейном.
Экосистема Cardano (ADA)
В каком контексте возник Cardano
Cardano – это децентрализованный блокчейн с открытым исходным кодом для выполнения смарт-контрактов и развертывания децентрализованных приложений (dApps).
Однако, его инфраструктура выделяется видением его основателей, желающих предоставить более продвинутые функции, чем все другие существующие протоколы. Для достижения своих целей они полагаются на разработки, вдохновленные подходами, применяемыми в области научных исследований.
Команда Cardano состоит из коллектива инженеров, исследователей и ученых, разбросанных по всем «углам земного шара», значительная часть которых находится в Европе (штаб-квартира Cardano Foundation находится в Швейцарии, в Цуге).
Одной из технических разработок, наиболее продвигаемых Cardano, является улучшение масштабируемости, основанное на строгом применении научной методологии.
Чтобы понять, что мотивирует достижение этой цели, вернёмся на несколько лет назад:
В 2014 году Виталик Бутерин, Чарльз Хоскинсон (основатель Cardano) и другие инженеры объединились, чтобы разработать Ethereum, первый блокчейн, позволяющий создавать и применять автоматически запускаемые программы, известные сегодня как смарт-контракты.
Однако, со временем блокчейн Ethereum столкнулся с трудностями, связанными с его масштабируемостью: поскольку его сеть может поддерживать только 15 транзакций в секунду, перегрузка сети привела к механическому увеличению комиссий за транзакции.
Именно с учетом этого Cardano стремится устранить один из недостатков своего предшественника, сосредоточив свои исследования на создании высокопроизводительной сети. Напомним, что масштабируемость соответствует увеличению нагрузки, которую может поддерживать блокчейн, например, увеличению количества транзакций без потери производительности.
Одним из решений, развернутых в Cardano для улучшения масштабируемости, является перемещение больших пакетов данных без необходимости синхронизации всей сети. Этот протокол, получивший название RINA (рекурсивная межсетевая архитектура), был реализован в сети для улучшения масштабируемости без ущерба для безопасности.
В мире Web3 существуют разные точки зрения на то, как реализовать решения, повышающие масштабируемость. Следовательно, протоколы, управляющие блокчейнами, могут подвергаться хард- и софт-форкам, как это было в случае с Bitcoin и Bitcoin Cash.
Однако, этот феномен разделения блокчейна на два отдельных регистра не является специфическим для вопросов, касающихся масштабируемости: дебаты относительно совместимости, безопасности и устойчивости сети могут заставить команды проекта разделиться.
Чтобы снизить эти риски, Cardano опирается на два принципа, характерных для научной методологии:
- Верификация коллег: Cardano стремится стать блокчейном, в котором все улучшения проверяются и критикуются коллегами (исследователями, разработчиками), чтобы обеспечить надёжность проекта. Этот процесс аналогичен тому, что происходит в научных исследованиях сегодня.
- Высокая уверенность в коде: инженерные процессы, применяемые, например, в крупных аэрокосмических проектах, реализуются в рамках методов, предназначенных для разработки Cardano.
Разделение оплаты и функций децентрализованных приложений (dApps)
Cardano разделен на два уровня, различая действия, связанные с платежами через уровень расчетов Cardano (CSL), и действия, связанные со смарт-контрактами через уровень вычислений Cardano (CCL):
- Уровень расчетов Cardano – это часть, ориентированная на блокчейн (транзакции) и передачу стоимости между различными его участниками. Регистр стоимости (расчетная единица), работающий на основе криптовалюты ADA, делится на 6 десятичных знаков (0,000001 ADA = 1 Lovelace).
- Уровень вычислений Cardano взаимодействует с уровнем расчетов Cardano для осуществления платежа или распространения смарт-контракта. Расчеты и хранение операций, которые будут выполняться на CSL, будут осуществляться в частных сетях (частных серверах). Каждая сеть может иметь свои собственные библиотеки и технологии.
CSL (платёж) используется CCL в качестве средства связи. Если приложение разрабатывается по такому принципу, все необходимые вычисления не будут производиться на машинах валидаторов, а будут производиться в частной сети.
Такое разделение предоставляет разработчикам большую гибкость в разработке, реализации, конфиденциальности и исполнении смарт-контрактов. Обратите внимание, что блокчейн Ethereum не проводит такого различия.
Кроме того, в блокчейне будет реализован третий инновационный уровень, который будет связан с двумя предыдущими: сайдчейны KMZ. Это решение, работающее по принципу «доказательства работы», позволит уровню оплаты и уровню разработки взаимодействовать, ограничивая при этом их поля действия.
Эти сайдчейны можно использовать для связи с любым другим блокчейном и предоставления доказательств обмена стоимостью на них, что делает их совместимыми. Благодаря протоколу боковой цепи Milkomeda, Cardano сможет взаимодействовать с виртуальной машиной Ethereum (EVM).
Ouroboros: консенсус блокчейна Cardano
Вопреки модели доказательства работы, которую часть сообщества считает слишком загрязняющей, перегруженной и централизованной, исследователи Cardano выбрали доказательство доли.
Уроборос, название используемого протокола, вдохновлен мифом из Древней Греции, иллюстрирующим змею, кусающую свой хвост, что для основателей проекта является синонимом вечной эволюции блокчейна.
Технология Ouroboros преподносится как уникальная: Cardano утверждает, что их алгоритм Proof-of-Stake (PoS) является единственным безопасным, поскольку проверен исследователями и учеными.
Доказательство доли – это метод консенсуса между различными участниками сети, который, в отличие от доказательства работы, используемого в Биткоине (BTC), потребляет очень мало энергии. В этой модели именно сетевые узлы несут ответственность за достижение соглашения о проверке информации, содержащейся в блоках.
Что касается скорости его блокчейна, необходимо учитывать несколько единиц измерения:
- слот – эквивалент 1 секунды;
- номинация – эквивалентна 20 секундам;
- и эпоха – эквивалентна 432 000 слотам (т.е. 5 дням).
Эти три единицы измерения подчеркивают валидацию блоков. Хотя для каждого слота создаётся блок, один и тот же валидатор может валидировать несколько слотов подряд: в среднем, за весь период, соответствующий номинации, назначается только один валидатор.
Кроме того, валидатор способен фиксировать информацию в течение 20 секунд. Таким образом, каждая эпоха состоит из 21 600 номинаций, которые случайным образом присуждаются лидерам слотов в соответствии с долей имеющихся токенов ADA.
Обратите внимание, что лидеры слотов – это узлы, владеющие наибольшим количеством ADA в сети, объединяющие свои токены с делегированными им через пулы. Лидеры слотов назначаются в каждую новую эпоху.
Язык программирования Plutus
Для программирования транзакций Cardano ищет золотую середину между Биткоином, чей язык крайне негибок, и Эфириумом, чей язык (Solidity) позволяет делать множество вещей.
Cardano разработал собственный язык под названием Plutus. Он предлагает все инструменты, необходимые для написания финансовых транзакций. Второй язык, Marlowe (основанный на Haskell), используется для общения с внешними финансовыми организациями.
Что касается dApps, Cardano может напрямую поддерживать Solidity с помощью протокола боковой цепи Milkomeda.
DJED: алгоритмический стейблкоин Cardano
В январе 2023 года Cardano запустил на своём блокчейне алгоритмический стейблкоин под названием DJED. Этот стейблкоин, запущенный компанией Coti, идентично воспроизводит стоимость доллара.
В отличие от стейблкоинов, таких как USDT и USDC, чьи средства обеспечены реальными долларами в соотношении 1:1, алгоритмические стейблкоины работают через корзину активов и арбитражный механизм, который теоретически поддерживает их цену на уровне 1 доллара.
Однако, в отношении этого стейблкоина нет единого мнения. После краха экосистемы Terra (LUNA) и ее алгоритмического стейблкоина UST, капитализация которого оценивалась более чем в 18 миллиардов долларов, некоторые инвесторы отказываются доверять этой модели стейблкоина.
Аналогичным образом появилась вторая криптовалюта: SHEN. Она позволяет участвовать в арбитражном механизме DJED для поддержания стабильной цены.
Cardano и регулирование
Cardano планирует использовать смарт-контракты для обеспечения соблюдения действующего законодательства. Например, в децентрализованном игровом приложении (dApp) можно запросить KYC (Знай своего клиента), чтобы узнать возраст игрока.
Не вдаваясь в подробности, концепции децентрализованной цифровой идентификации и доказательства с нулевым разглашением (ZKP) перекликаются с видением Cardano: адаптация технологии блокчейна к правовым рамкам при сохранении высокого уровня конфиденциальности и прозрачности для пользователей.
Какова роль токена ADA
Хотя основная сеть блокчейна Cardano была запущена в сентябре 2017 года, ответственные за проект начали сбор средств в сентябре 2015 года.
До января 2017 года, то есть за 16 месяцев, инвесторам было продано в общей сложности 25,9 миллиардов токенов, что эквивалентно 57,6% от общего количества в обращении. Это первичное предложение монет (ICO) позволило проекту привлечь более 62 миллионов долларов.
Остальные токены распределяются между 3 структурами Cardano, из которых выделяется 11,5% средств, а также резервы, позволяющие вознаграждать валидаторов и делегаторов, чьи средства заблокированы в стейкинге, что составляет 30,9% от ADA.
Cardano – это инфляционная сеть: в обращении находится более 35 миллиардов токенов, а в течение периода до 2050 года в сеть будет введено 10 миллиардов дополнительных токенов. Кроме того, максимальное количество токенов ADA составляет 45 миллиардов.
На Cardano функции токена такие же, как и на большинстве инфраструктурных блокчейнов. ADA, в основном, используется для оплаты комиссий за транзакции, для защиты сети с помощью системы стейкинга и для выполнения различных операций в различных децентрализованных приложениях блокчейна.
Команда Кардано и партнеры
Команда Cardano
Помня об этом научном подходе, Cardano разыгрывает карту прозрачности, раскрывая имена сотрудников, входящих в управляющий комитет, а также основных акционеров.
Первоначально идея Cardano принадлежит Чарльзу Хоскинсону, соучредителю Ethereum. Однако, разногласия между двумя инженерами по поводу направления, в котором должен двигаться Ethereum, заставили Хоскинсона покинуть корабль.
В результате он построил новый проект в соответствии со своим видением блокчейна. Основанный совместно с Джереми Вудом, бывшим исполнительным помощником Ethereum, Cardano проводил ICO в период с 2015 по 2017 год, а затем публично запустила свой блокчейн в сентябре 2017 года.
Вот некоторая информация об основных фигурах исполнительного комитета Cardano Foundation:
- Фредерик Грегаард – генеральный директор некоммерческой организации с октября 2020 года. После получения степени магистра в бизнес-школе, 7 лет проработал в Saxo Bank (в Швейцарии) в должности руководителя по институциональным вопросам. Он приобрёл обширный опыт работы на управленческих и консультационных должностях в финансовом секторе.
- Андреас Плетчер – на должности директора по производству с февраля 2023 года, имеет почти 25-летний опыт управления. В частности, он много лет работал с консалтинговой фирмой PwC по вопросам страхования рисков.
- Дэвид Джорнод – финансовый директор Cardano Foundation, имеет более 20 лет опыта работы в финансовой отрасли. В частности, он работал в Goldman Sachs, Credit Suisse и Itaú Unibanco, крупной банковской группе, головной офис которой находится в Бразилии.
- Николя Жакмар – в должности с февраля 2023 года. После получения степени магистра права проработал 2 с половиной года в швейцарской компании Lenz&Staehelin в качестве юриста. Затем он проработал 4 года специалистом по юридическим вопросам в FINMA, швейцарском органе по надзору за финансовым рынком.
Что касается административного комитета фонда, президентом является Джиллиан Макнаб. За 15-летнюю карьеру в финансовом секторе она работала в крупнейших группах, таких как UBS, Credit Suisse и Goldman Sachs.
Партнерство Cardano
Одной из сильных сторон Кардано является его активное сотрудничество с правительствами различных стран мира. Одним из наиболее разрекламированных партнерских отношений было партнерство с Эфиопией: это сотрудничество направлено на использование технологии блокчейна для создания системы цифровой идентификации для 5 миллионов студентов и 750 000 учителей.
Среди правительственных партнеров можно также назвать Всемирный экономический форум (ВЭФ), министерства иностранных дел Нидерландов и Норвегии, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Министерство иностранных дел и по делам Содружества Соединенного Королевства.
В то же время Cardano делает ставку на сотрудничество с коммерческими организациями, чтобы расширить внедрение своего блокчейна. В 2020 году партнерство с компанией по бронированию авиабилетов Travala позволило пользователям оплачивать свои покупки токенами ADA.
Аналогичным образом, после сотрудничества с Chainlink в 2021 году Cardano интегрировала свои оракулы, чтобы помочь разработчикам создавать смарт-контракты в секторе децентрализованных финансов (DeFi).
Наше мнение о блокчейне Cardano и криптовалюте ADA
Доступный широкой публике с 2017 года, Cardano зарекомендовал себя как один из важнейших игроков на рынке криптовалют. Под руководством Чарльза Хоскинсона этот блокчейн развивает свою экосистему, используя научный подход: с разработчиками и учеными проводятся консультации, чтобы обеспечить серьёзность и устойчивость кода.
Одной из сильных сторон, отстаиваемых его сторонниками, является то, что он работает на основе proof-of-stake, обеспечивая низкое энергопотребление блокчейна.
Точно так же последователи Cardano продвигают его высокую масштабируемость, позволяющую проводить операции при относительно низких затратах по сравнению с комиссиями, взимаемыми с Ethereum.
Несмотря ни на что, следующая интеграция виртуальной машины Ethereum (EVM) может способствовать развитию блокчейна, предложив разработчикам и пользователям лучшую совместимость между блокчейнами.
Кроме того, научный подход Cardano ценится европейскими и африканскими правительственными учреждениями. Будет ли этого достаточно, чтобы удержать проект на плаву в течение следующих нескольких лет? Только будущее скажет нам.