Почему избыток накопленных данных создаёт больше проблем

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2024-04-14

Десять или пятнадцать лет назад реальной проблемой было заполнение этих, казалось бы, огромных дисков объемом 20 ГБ, которые были доступны за довольно высокую цену. Наши накопленные ресурсы, такие как музыка, видео или фотографии могли свободно разместиться на скромных дисках CD-R.

Однако, сегодня нам не хватает сотен гигабайт, которые есть на наших компьютерах, смартфонах и планшетах. Мы покупаем дополнительные внешние накопители и облачные сервисы, чтобы заполнить их вещами, которые мы постоянно собираем. Конечно – у нас есть такие возможности, так почему бы нам не использовать их? Но, растущее количество данных приносит нам больше проблем, чем дает преимуществ!

Слишком много для хранения и резервного копирования

Первым и самым актуальным вопросом является хранение. Недорогой доступ в интернет и относительно дешевые устройства для хранения данных, привели к тому, что мы превратили себя в настоящих коллекционеров всего, что нам кажется важным: фильмы, музыка, фотографии, программы и многих других данных. Все эти вещи оседают на наших дисках (внутренних, внешних), мгновенно и быстро занимая свободное пространство, заставляя покупать очередной носитель памяти.

Однако, когда однажды, один из этих аппаратов сломается, появляется закономерный вопрос: можно ли как-то защитить все наши запасы? Резервное копирование является очевидным (и, в принципе, единственно правильным) решением, однако, является очень трудоемким, особенно если у вас много мелких файлов (а наверняка так и есть). Требует также дополнительных финансовых затрат. Кроме того, никто не гарантирует Вам, что внешний жесткий диск будет работать должным образом в тот момент, когда будет заполнен до отказа. Вы, конечно, можете организовать себе RAID-массив, но это уже большой расход.

Основные типы резервного копирования данных на компьютере

Альтернативный способ – хранение в облаке. Данные, расположенные на внешних серверах, с высокой надежностью, доступные с любого устройства подключенного к интернету – звучит как идеальное решение. Но, на самом деле, это вариант для тех более пользователей, которые не имеют почти ничего для хранения.

Например, портал DropBox бесплатно предоставляет всего 2 ГБ свободного пространства. Некоторые порталы могут предложить от десяти до двадцати раз больше, однако, на этом всё закончится – за дополнительное место придётся доплатить. А потому, если вы хотели бы создать, например, резервную копию по пол-терабайта своих данных с помощью услуг сайта DropBox, будьте готовы платить несколько тысяч рублей, каждый год. Решением, в какой-то степени, является использование нескольких учетных записей, только с базовым (бесплатным) местом, но это уже не так удобно, как может показаться.

Слишком много для переноса

Ещё одна большая проблема с огромным количеством данных является их перенос. Если вы являетесь обладателем iPhone или Mac, вы можете сделать это в кратчайшие сроки, благодаря всегда включенной опции резервного копирования.

Гораздо сложнее перенос всех данных со старого компьютера на новый, особенно если у вас большая коллекция файлов. Самый простой способ сделать это – создание соединения peer-to-peer с помощью быстрой беспроводной сети или сетевого кабеля. Но это, конечно, не решит проблемы, перед которой рано или поздно вы станете: вы знаете, что все ваши файлы находятся где-то на внешнем диске, но вы не в состоянии сказать, где конкретно. Если вы в состоянии запомнить, где находится каждый файл на вашем компьютере, то Вы либо гений, либо свихнулись на порядке (снимаю шляпу!). Во всех других обстоятельствах, поиск файлов и папок, которые вы хотите передать на другое устройство, займёт у Вас час, а может, даже несколько дней.

В любом случае, сразу после просмотра каждой папки и выбора всех файлов, а затем переноса всего нашего беспорядка на новое устройство, мы хотим как можно скорее избавиться от старого. И вдруг, как гром среди ясного неба, появляется тревожная мысль: не забыл ли я о какой-то скрытой папке? А это предвещает появление третьей проблемы.

Слишком много, чтобы терять

Как показывает опыт: чем больше вещей мы имеем, тем меньше о них заботимся. То же самое работает и в случае сбора данных. Мы собираем все любимые фильмы, собираем музыку (даже если прослушали её один раз), мы заполняем наши папки фотографиями, документами, играми и различными инструментами. Нам кажется, что если все эти вещи хранятся на устройстве, на котором мы работаем, то они в безопасности.

К сожалению, это не так. Как я уже упоминал ранее, каждый современный жесткий диск может испортиться в непредсказуемый для нас момент. То же самое касается всего остального: важные папки могут случайно попасть в корзину, ценные документы могут исчезнуть (потому что однажды случайно нажал Перезаписать файл), и это только верхушка айсберга.

Не забывайте также о таких явлениях, как вредоносные программы, которые могут зашифровать или уничтожить ваши данные течение одной секунды (без возможности восстановления!). И даже если потеря коллекции забавных фотографий с Джастином Бибером никого не расстроит, то потеря, например, памятных фото с праздников может быть огромным ударом.

Что в таком случае делать

Альтернативным решением является удаление всех ненужных файлов и папок, которые скопились за столько лет. Конечно, это своего рода вызов.

  1. Во-первых – очистите. Гораздо легче хранить и сохранять новые файлы с указанием даты их создания, тем не менее, когда «вдруг» на вашем жестком диске скопиться 500 ГБ данных, найти нужный документ будет довольно сложной задачей. Это хороший момент, чтобы пересмотреть свои ресурсы. Конечно – это занимает много времени и требует терпения. Тем не менее – оно того стоит. Для собственного спокойствия, будущих выгод и комфорта в использовании собственных данных.
  2. Во-вторых, избавьтесь от бесполезных файлов. Через некоторое время активной работы на вашем устройстве система может быть переполнена различными документами, которые Вы никогда не использовали, или даже не знали о их существовании: дубликаты определенных документов или мультимедийных файлов, копии кэша, старые версии утилит или игр и т.д. В таком случае хорошей идеей будет запуск специальной программы, которая автоматически найдет такие ненужные документы, а также очистит кэш и удалит неиспользуемые файлы.

    Кое-что можно сделать самостоятельно, например, я использую очень простой, но эффективный метод, чтобы найти неиспользуемые, большие файлы: отсортируйте все документы по размеру и дате последнего изменения. Такой обзор, всегда позволяет мне увеличить свободное пространство – иногда на 10-20 ГБ.

  3. В-третьих, не собирайте всё на жестком диске. Привычка хранения всего интернет-контента на вашем компьютере была нормальной... 15 лет назад. В настоящее время, когда мы живем во времена быстрого и дешевого доступа в интернет, это излишне. Вы всегда можете посмотреть свои любимые телепередачи или послушать новый альбом онлайн – всего за несколько кликов. Что касается меня, то я не помню, когда в последний раз слушал музыку, не используя для этого интернет. Хотя, даже если вы будете иметь необходимость прослушивания музыки или просмотра фильма, находясь в автономном режиме на вашем планшете, скачивание их из Сети займет всего минуту.
  4. В-четвертых, разделите собранные ресурсы на категории и защитите их. После того, как очистите пространство на дисках, стоит отсортировать файлы по категориям, например: работа, дом, частное, архив и т.д. Очевидно, что чем важнее будут для папки, тем сильнее должна быть защита. Например, сканы важных документов, частные и финансовые данные, электронные пароли и другие подобные сведения, следует хранить отдельно, лучше всего на устройствах, которые не подключены к Сети. Держать их в зашифрованной версии, также может быть дополнительной защитой – на всякий случай.

С другой стороны, если Вы не собираете данных, которые потенциально имеют большую ценность для киберпреступников, вы можете бросить их в облако, которое позволит Вам использовать их в любом возможном месте, практически с любого типа устройств. Ваши личные файлы могут быть сохранены везде, где вы считаете нужным, однако, мы рекомендуем внешний жесткий диск, потому что это самое дешевое решение. И не нужно для этого покупать сверхскоростной SSD – старый добрый HDD гораздо дешевле.

Нет сомнений в том, что весь процесс уборки и упорядочивания своих ресурсов – это вещь сложная. Но, поверьте мне – это стоит сделать. В один прекрасный день, когда вам придется переехать на новое оборудование, вы поймете, что такие действия имели большой смысл. А, между тем, сделайте маленький эксперимент: откройте любой диск, на котором вы храните все документы и удалите половину из них – чтобы почувствовать разницу.


3.8/6