Как снять идеальную фотографию – 10 правил композиции кадра

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-10-15

Плохая композиция фотографий может заставить фантастический объект выглядеть довольно скучно, но хорошо оформленная сцена может создать замечательное изображение из самых обычных ситуаций. Имея это в виду, мы выбрали наши «10» правил композиции фотографий, чтобы показать вам, как превратить ваши изображения из блестящие шедевры.

Девушка снимает фотографии на причале у моря

Композиция фотографии не должна быть сложной. Например, существуют всевозможные теории о «Правиле третей» и более сложной «золотой середине». Но если вы будете уделять слишком много внимания строгим формулам, ваши фотографии потеряют любую спонтанность.

В реальном мире вы будете работать с широким спектром предметов и сцен, и это требует гораздо более открытого подхода. То, что работает для одной фотографии, не обязательно будет работать для другой.

Главное – понять, как все решения, которые вы принимаете в отношении композиции, могут влиять на то, как выглядит снимок, и на то, как люди воспринимают ваши фотографии. То, как вы создаёте кадр, выбираете фокусное расстояние или положение человека, может иметь определяющее значение.

Технические ноу-хау очень важны в фотографии и даже в некоторых аспектах композиции. Но чтобы делать отличные снимки, вам также нужны визуальные знания. Вот 10 ключевых вещей, на которые стоит обратить внимание...

  1. Упростите сцену кадра

    Когда вы смотрите на сцену невооруженным глазом, ваш мозг быстро выбирает предметы, представляющие интерес. Но камера не различает – она захватывает всё перед собой, что может привести к беспорядочной, грязной картинке без четкой фокусировки. При взгляде на снимок глазу не за что будет «зацепиться».

    Что вам нужно сделать, это выбрать свой объект, затем выбрать фокусное расстояние или точку обзора камеры, которая делает его центром внимания в кадре. Таким образом, вы говорите зрителю, что важно в кадре. Вы не можете всегда держать другие объекты вне изображения, поэтому старайтесь держать их на заднем плане или сделать их частью истории.

    Композиция простой и привлекательной фотографии с воздушным шаром

    Как это работает:

    • Подойдите ближе, чтобы вырезать другие части сцены
    • Силуэты и формы выделяют важные объекты
    • Радиальные линии воздушного шара втягивают вас в кадр
  2. Заполните кадр

    Когда вы снимаете крупномасштабную сцену, может быть трудно понять, насколько большим должен быть ваш объект в кадре, и насколько вы должны увеличить его. Фактически, оставление слишком большого пустого места в сцене является самой распространенной композиционной ошибкой. Это делает ваш объект меньше, чем нужно, а также может запутать зрителей в том, на что они должны смотреть.

    Чтобы избежать этих проблем, вам нужно увеличить масштаб, чтобы заполнить кадр, или приблизиться к предмету. Первый подход сглаживает перспективу снимка и позволяет легче контролировать или исключать то, что показано на заднем плане, но физическое приближение может дать вам более интересное восприятие вещей.

    Композиционное заполнение кадра для выделения объекта

    Как это работает:

    • Заполнение кадра увеличивает предмет и уменьшает беспорядок
    • Высокое смещение от центра создает более интересную сцену
    • Холмистая местность образует S-образную кривую, которая ведёт вас через кадр
  3. Соотношение сторон кадра

    Легко застрять в колее и делать каждый снимок с горизонтально расположенной камерой. Попробуйте вместо этого повернуть её, чтобы получить вертикальный снимок, отрегулируйте своё положение или настройку масштабирования при экспериментировании с новым стилем. Вы можете улучшить как горизонтальные, так и вертикальные снимки, обрезав фотографию позже.

    В конце концов, было бы слишком странно, если бы все реальные объекты соответствовали пропорциям сенсора вашей камеры. Попробуйте обрезать до 16:9 для широкоэкранного эффекта или до квадратной формы, используемой камерами среднего формата.

    Необычное соотношение сторон кадра фотографии

    Как это работает:

    • Вы можете обрезать снимок позже, если объект слишком высок, – особенно сейчас, когда камеры оснащают датчиками высокого разрешения
    • Поверните камеру и попробуйте сделать вертикальный снимок, чтобы получить отличные – а иногда и превосходные – результаты
    • Помните, что форматное соотношение вашей камеры может не совпадать с размером бумаги, на которой вы собираетесь печатать
  4. Избегайте середины

    Когда вы только начинаете, заманчиво поместить всё, что вы снимаете, прямо в центр кадра. Однако, это создаёт довольно статичные, скучные картинки. Один из способов противодействия этому – использовать «Правило третей», когда вы разбиваете изображение на три части, как по горизонтали, так и по вертикали, и пытаетесь поместить свой объект на одну из этих воображаемых линий или пересечений. Это переоцененный подход, но он работает...

    Вместо этого отодвиньте объект от центра и почувствуйте, как его можно сбалансировать со всем остальным в кадре, включая любые области контрастного цвета или света. Не существует жестких и быстрых правил для достижения такого визуального баланса, но вы быстро научитесь полагаться на свои инстинкты – поверьте, вы почувствуете, когда что-то будет выглядеть правильно.

    Гармоничное размещение объектов в кадре

    Как это работает:

    • Не становитесь рабом «Правила третей» – просто сместите главную тему от центра
    • Обращайте внимание на любые «уравновешивающие» элементы в сцене, такие как эта дама на переднем плане
    • Сходящиеся линии помогают направить взгляд смотрящего
  5. Направляющие линии кадра

    Плохо составленная фотография оставит ваших зрителей неуверенными в том, где искать ключевой объект, и их внимание может бесцельно перемещаться по сцене, не находя четкого фокуса. Тем не менее, вы можете использовать линии для управления движением глаз.

    Сходящиеся линии дают сильное ощущение перспективы и трехмерной глубины, погружая зрителя в изображение. Изогнутые линии могут отправить в путешествие за кадр.

    Линии существуют везде, в виде стен, заборов, дорог, зданий и телефонных проводов. Они могут также подразумеваться, возможно, направлением, в котором смотрит объект вне центра.

    Фотография с линиями направляющими взгляд зрителя

    Как это работает:

    • Когда такие картинки содержат сильную линию, ваши глаза просто вынуждены не следовать за ней
    • По мере удаления ограждения в этом снимке, формируется сходящийся эффект, который притягивает взгляд
    • Забор ведёт вас прямо к фокальной точке – маленькой фигуре на расстоянии
  6. Используйте диагональные линии

    Горизонтальные линии придают картине статичное, спокойное ощущение, а вертикальные часто указывают на постоянство и стабильность. Чтобы создать ощущение драмы, движения или неуверенности, – ищите диагональные линии.

    Вам может понадобиться только смещение положения или фокусного расстояния, чтобы получить их – более широкие углы обзора имеют тенденцию вводить диагональные линии из-за увеличенной перспективы; с широкоугольными объективами вы с большей вероятностью наклоните камеру вверх или вниз, чтобы получить широкую сцену.

    Вы также можете искусственно вводить диагональные линии, используя технику «Dutch Tilt». Вы просто наклоняете камеру, когда делаете снимок. Это может быть очень эффективно, хотя и не подходит для каждого кадра, и её лучше использовать осторожно.

    Диагональные линии в композиции кадра

    Как это работает:

    • Перспектива, формируемая широкоугольным объективом, автоматически создает диагональные линии
    • Низкие точки обзора заставляют наклонять камеру вверх, что усиливает диагонали
    • Здесь фотограф оставил место в середине кадра, чтобы наши глаза могли отдохнуть на соборе
  7. Пространство для перемещения

    Даже если сами фотографии статичны, они всё же могут передать сильное чувство движения. Когда мы смотрим на картинки, мы видим, что происходит, и склонны смотреть в будущее – это создает ощущение дисбаланса или беспокойства, если вашему объекту некуда двигаться, кроме как за край кадра.

    Это касается не только движущихся объектов. Например, когда вы смотрите на портрет, вы, как правило, следите за чьим-то взглядом, и ему нужна область, на которую нужно смотреть.

    Таким образом, для обоих типов снимков перед объектом всегда должно быть немного больше места, чем за ним.

    Место для движения объекта в кадре

    Как это работает:

    • Этой превышающей скорость машине нужно место для движения, иначе кадр будет выглядеть неправильно
    • Обратите внимание на сильные линии на дороге, усиливающие ощущение движения
    • Фотограф использовал наклон, чтобы подчеркнуть кадр диагнольными линиями
  8. Фон композиции

    Если сложно сосредоточиться на главной теме – посмотрите, что происходит на заднем плане. Это связано с упрощением сцены и заполнением кадра. Конечно, обычно вы не можете полностью исключить фон, но вы можете контролировать его.

    Вы обнаружите, что часто достаточно изменения вашей позиции, чтобы фон хорошо дополнял главный объект. Или вы можете использовать широкую диафрагму объектива и большее фокусное расстояние, чтобы вывести фон из фокуса.

    Целесообразное подавление фона на фотографии

    Всё зависит от того, является ли фон частью истории, которую вы пытаетесь рассказать с помощью фотографии. На снимке выше фон – это то, что нужно подавить.

    Как это работает:

    • Используйте большое фокусное расстояние и широкую диафрагму объектива, чтобы выбрасывать отвлекающие фоны из фокуса
    • Заполните кадр – чем меньше места занимает нежелательный фон, тем лучше
    • Тщательно выбирайте положение камеры, так как это влияет на фон
  9. Цветовой креатив

    Яркие основные цвета действительно притягивают взгляд, особенно когда они контрастируют с дополнительным оттенком. Но есть и другие способы создания цветовых контрастов – например, с помощью яркого всплеска цвета на монохроматическом фоне. Вам не нужны яркие цветовые контрасты для создания ярких картинок. Сцены, состоящие почти полностью из одного оттенка, могут быть очень эффектными.

    Игра с цветами на пейзажной фотографии

    Ключ к успеху в том, как вы изолируете и создаёте кадры для исключения нежелательных цветов.

    Как это работает:

    • Синий и оранжевый или желтый известны как дополняющие цвета и дают яркий контраст
    • Обрамление важно при попытке контролировать диапазон цветов на изображении
    • С нецентральной композицией оранжевые стены действительно доминируют
  10. Нарушение правил

    Композиция фотографий немного похожа на визуальный язык – вы можете использовать её, чтобы ваши картинки передавали конкретное сообщение. Однако, подобно тому, как мы иногда используем письменное слово для создания намеренно резкого эффекта, мы можем сделать то же самое с фотографиями, нарушив стандартные правила композиции.

    Но делать это нужно намерено! Когда вы понимаете правила композиции, а затем нарушаете их намеренно, вещи начинают становиться интересными. Часто лучше нарушать одно правило за раз, как это делает Джон Пауэлл на изображении ниже.

    Нарушение композиции кадра при создании фотографии

    Просто помните: для каждого правила, которое мы предлагаем, где-то есть отличная картинка, которая доказывает, что вы можете не обращать на него внимания и при этом создавать фантастическое изображение!

    Как это работает:

    • Эта дама смотрит прямо в кадр, что ставит вас в тупик – и это идея!
    • Взгляд мужчины создает действительно сильную воображаемую линию, соединяющую две фигуры
    • Положение женщины, находящееся вне центра, работает очень хорошо, и она хорошо уравновешена мужчиной сзади кадра

5.0/2