Над автономными автомобилями работают, в частности, Google и Apple – обе компании собираются создавать машины, которые будут управляться специализированными компьютерами. BMW, Ford, General Motors, Toyota или Volkswagen также готовят такие автомобили и хотят начать их продажу уже в 2016 году.
Американское правительство уже согласилось на испытание автономных автомобилей на дорогах общего пользования, а отчет «The Way it's Driverless Cars» местного министерства транспорта перечисляет несколько преимуществ введения в эксплуатацию таких машин: уменьшение количества заторов, улучшение безопасности на дорогах и больше свободного времени для водителей.
Карты не всегда являются безошибочными
Хотя производители уже сейчас предлагают решения для автоматизации, например, системы парковки без участия водителя, до полной автономии автомобилям ещё далеко. Вызов представляют события на дороге – препятствия на ней могут появиться в любой момент.
В частности, Google сообщает, что их автономные автомобили проехали более 1,1 миллиона километров за последние пять лет, но это были заезды на сравнительно небольших площадях. Компания признает, что даже её автомобили не были в состоянии ездить по снегу и во время проливного дождя.
Автономным автомобилям нужна очень точная карта, чтобы двигаться без происшествий. Автомобили Google двигались по улицам Mountain View, штат Калифорния, где компания имеет зарегистрированный офис. Google создала виртуальную карту города, гораздо более точную и актуальную, чем та, которая нам знакома по Street View, и благодаря этому, автономные автомобили точно знали, как улицы выглядят когда они пустые, а как нужно «себя вести», когда они заняты другими автомобилями и пешеходами.
Без точных и актуальных карт автономные автомобили могут иметь проблемы с передвижением, а используемые в них датчики обычно имеют радиус действия в 200-300 метров. Из-за этого на большой скорости они могут не среагировать достаточно быстро, когда случится на дороге случится что-то непредвиденное. Следует добавить, что лазерные датчики и камеры являются менее эффективными, когда на улице идёт дождь или образуется туман.
Также остается открытой проблема программного обеспечения – ошибки в программном обеспечении автономного автомобиля могут привести к аварии. В настоящее время производители сводят к минимуму риск и предполагают, что в автомобиле должен находиться водитель и пассажир, которые будут контролировать дорогу и указатели, чтобы в случае необходимости водитель взял на себя контроль над автомобилем, а пассажир имел возможность отключить систему.
Хакеры и моральные решения
В этом году мы были свидетелями того, как хакеры взяли под контроль Jeep Cherokee, проникнув через сеть мобильной связи в систему навигации и развлечений автомобиля, которая была подключена к сети интернет. Это вынудило производителя, компанию FCA (Fiat, Chrysler Automobiles), вывести 1,4 млн автомобилей из эксплуатации до тех пор, пока программа не получит исправлений безопасности.
В другом докладе эксперты предупреждают, что недостатки в некотором программном обеспечении могут позволить хакерам получить контроль над тормозами транспортного средства или даже его рулем. Как утверждают авторы доклада, компания NCC Group, атаки могут осуществляться с помощью сигналов радиостанций DAB (Digital Audio Broadcasting).
Важными являются также вопросы нравственной природы. Иногда водитель должен принять трудное решение и решить, что лучше давить чьего-то любимого щенка, который только что выбежал на дорогу или обойти его, но врезаться в столб. Такого рода дилеммы в будущем будут отданы на откуп алгоритмам и программному обеспечению.
А что делать в ситуации, когда владелец автомобиля не согласится с «моральным алгоритмом» и ему не понравится принятое решение? Должен ли он иметь возможность изменения настроек по умолчанию?
Разработчики автономных автомобилей осознают эту проблему и в этом году Daimler, владелец марки Mercedes-Benz, организует первую конференцию под названием «Автономная езда: право и этика», во время которой производители будут консультироваться с этиками и философами.
Автономные аварии – кто виноват
Автономные автомобили будут «соблюдать ПДД», иметь проверенное программное обеспечение, датчики и радары, благодаря которым их реакция будет быстрее, чем у человека, но даже это не означает, что не будет происходить несчастных случаев.
В конце концов, неприятное событие случиться – и что тогда? Ответственность за несчастный случай будет нести водитель? А может производитель автомобиля? На вопрос о том, кто будет виноват, ещё нет ответа.
Некоторые утверждают, что в автономных автомобилях должны быть установлены устройства, регистрирующие данные, наподобие авиационных черных ящиков, но это порождает ещё больше вопросов, на этот раз о защите конфиденциальности. Кто должен иметь доступ к таким данным?
Автономные автомобили являются также проблемой для страховых компаний.
Предвестники автономных изменений
В этом году некоторые модели Tesla получат обновление, позволяющее включить режим «автопилот». Такие автомобили будут в состоянии, например, подъехать к водителю с места парковки, когда будут «призваны».
Всё больше и больше автомобилей предлагает также функцию парковки без участия водителя – это решение доступно уже несколько лет, и вы можете найти его не только в роскошных автомобилях, но и в моделях среднего ценового сегмента таких марок, как Ford, Kia или Skoda.
Технология постоянно идёт вперед и, в конце концов, полностью автономное и безопасное вождение будет реализовано. Но даже тогда останется ещё один, важный вопрос – захочет ли человек ездить на таком автомобиле?
Отсутствие общего языка
Автономные транспортные средства не думают, как люди. Большой проблемой может стать «общение» таких автомобилей с человеком. Если роботы начнут делить управление с человеком, то быстро столкнутся с непредсказуемыми действиями водителями, которые движутся вопреки логике и требованиям действующего законодательства.
Когда один водитель дает другому знак того, что он его пропускает, для человека все ясно, но такой жест был бы совершенно непонятен для автономных автомобилей. И наоборот – автономный автомобиль может въехать на соседнюю полосу, даже если другой водитель не захочет его пропустить.
Каждый человек знает, что иногда нужно немного отступить от правил, чтобы не ждать до бесконечности. Автономные автомобили могут иметь проблемы с «общением» даже между собой. Для связи можно, конечно, использовать системы, напоминающие транспондеры с самолетов, отправляя другим транспортным средствам информацию о местоположении, скорости и направлении движения, но стандартизация является одной из самых больших проблем.
Чтобы машины могли общаться между собой, данные должны быть единого образца для всех брендов, что означает, что вы должны использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Программное обеспечение, применяемое в автомобилях отдельных марок, может многое «рассказать» об используемые в автомобиле решениях, – некоторые компании не готовы делиться такими данными с конкурентами.