Прощание с таксистами: когда роботы полностью заменят водителей

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2025-09-15

Над автономными автомобилями работают, в частности, Google и Apple – обе компании собираются создавать машины, которые будут управляться специализированными компьютерами. BMW, Ford, General Motors, Toyota или Volkswagen также готовят такие автомобили и хотят начать их продажу уже в 2016 году.

Концептуальный проект автомобиля будущего с полуавтоматическим управлением

Американское правительство уже согласилось на испытание автономных автомобилей на дорогах общего пользования, а отчет «The Way it's Driverless Cars» местного министерства транспорта перечисляет несколько преимуществ введения в эксплуатацию таких машин: уменьшение количества заторов, улучшение безопасности на дорогах и больше свободного времени для водителей.

Карты не всегда являются безошибочными

Хотя производители уже сейчас предлагают решения для автоматизации, например, системы парковки без участия водителя, до полной автономии автомобилям ещё далеко. Вызов представляют события на дороге – препятствия на ней могут появиться в любой момент.

В частности, Google сообщает, что их автономные автомобили проехали более 1,1 миллиона километров за последние пять лет, но это были заезды на сравнительно небольших площадях. Компания признает, что даже её автомобили не были в состоянии ездить по снегу и во время проливного дождя.

Для автономного вождения автомобиля необходима высокоточная карта. Автомобили Google, тестируемые в Mountain View, Калифорния, где расположена штаб-квартира компании, используют виртуальную карту города. Она значительно точнее и актуальнее, чем традиционные карты, предоставляемые Street View. Благодаря этому автономные машины точно знают, как выглядят улицы в пустом состоянии и как следует действовать при наличии других транспортных средств и пешеходов.

Без точной и актуальной карты автономные автомобили могут столкнуться с трудностями в навигации. Датчики, используемые в таких машинах, обычно имеют радиус действия 200-300 метров, что может привести к недостаточной реакции на неожиданные ситуации на дороге, особенно на высокой скорости. Важно отметить, что лазерные датчики и камеры теряют эффективность в условиях дождя или тумана.

Кроме того, существует проблема программного обеспечения. Ошибки в программном обеспечении могут стать причиной аварии. Производители стремятся минимизировать риски и предлагают, чтобы в автомобиле всегда находились водитель и пассажир. Они должны контролировать дорогу и дорожные знаки, чтобы в случае необходимости водитель мог взять управление на себя, а пассажир мог отключить систему.

Хакеры и моральные решения

Хакеры смогли дистанционно захватить контроль над системой навигации и развлечений автомобиля Jeep Cherokee, подключившись к его мобильной сети. Это вынудило компанию FCA (Fiat, Chrysler Automobiles) временно отключить от эксплуатации 1,4 миллиона машин, пока не будут устранены уязвимости в программном обеспечении.

В отдельном исследовании специалисты указывают на потенциальные риски, связанные с программным обеспечением автомобилей, которое может стать мишенью для хакеров. Они утверждают, что злоумышленники могут использовать радиосигналы DAB (Digital Audio Broadcasting) для перехвата управления тормозами или рулём транспортного средства. Эксперты компании NCC Group предупреждают о такой возможности.

Этические аспекты использования автономных автомобилей также вызывают вопросы. В будущем водителям придётся принимать сложные моральные решения, например, выбирать между наездом на животное и столкновением с препятствием. Разработчики осознают эту проблему, и в этом году компания Daimler, владеющая брендом Mercedes-Benz, проводит первую конференцию под названием «Автономная езда: право и этика». На мероприятии производители будут обсуждать этические вопросы с философами и специалистами по этике.

Остаётся открытым вопрос о том, что делать, если владелец автомобиля не согласен с алгоритмом, принявшим решение в критический момент. Должен ли он иметь возможность изменять настройки по умолчанию?

Автономные аварии – кто виноват

Автономные автомобили будут «соблюдать ПДД», иметь проверенное программное обеспечение, датчики и радары, благодаря которым их реакция будет быстрее, чем у человека, но даже это не означает, что не будет происходить несчастных случаев.

В конце концов, неприятное событие случиться – и что тогда? Ответственность за несчастный случай будет нести водитель? А может производитель автомобиля? На вопрос о том, кто будет виноват, ещё нет ответа.

Некоторые утверждают, что в автономных автомобилях должны быть установлены устройства, регистрирующие данные, наподобие авиационных черных ящиков, но это порождает ещё больше вопросов, на этот раз о защите конфиденциальности. Кто должен иметь доступ к таким данным?

Автономные автомобили являются также проблемой для страховых компаний.

Предвестники автономных изменений

В этом году Tesla готовит для некоторых своих моделей революционное обновление, которое позволит включить режим «автопилота». Эти автомобили смогут самостоятельно подъезжать к водителю с места стоянки, когда тот просто попросит их об этом. Это не просто функция, а настоящий прорыв в мире технологий, который делает вождение ещё более удобным и безопасным.

Современные автомобили всё чаще предлагают водителям функцию автоматической парковки, и эта технология уже не является привилегией исключительно люксовых брендов. Сегодня вы можете найти её в моделях среднего ценового сегмента, таких как Ford, Kia и Skoda. Это решение не только упрощает жизнь водителям, но и демонстрирует, как быстро развиваются технологии в автомобильной индустрии.

Прогресс не стоит на месте, и вскоре мы можем ожидать полного автономного вождения, которое будет не только безопасным, но и невероятно удобным. Однако, даже когда это станет реальностью, останется один важный вопрос: захочет ли человек доверить свою жизнь и безопасность полностью автоматическому автомобилю? Это вопрос, который предстоит решить каждому из нас, и от нашего выбора будет зависеть будущее автономных транспортных средств.

Система автоматического управления в новых автомобилях Tesla

Отсутствие общего языка

Автономные транспортные средства не думают, как люди. Большой проблемой может стать «общение» таких автомобилей с человеком. Если роботы начнут делить управление с человеком, то быстро столкнутся с непредсказуемыми действиями водителями, которые движутся вопреки логике и требованиям действующего законодательства.

Когда один водитель дает другому знак того, что он его пропускает, для человека все ясно, но такой жест был бы совершенно непонятен для автономных автомобилей. И наоборот – автономный автомобиль может въехать на соседнюю полосу, даже если другой водитель не захочет его пропустить.

Каждый человек знает, что иногда нужно немного отступить от правил, чтобы не ждать до бесконечности. Автономные автомобили могут иметь проблемы с «общением» даже между собой. Для связи можно, конечно, использовать системы, напоминающие транспондеры с самолетов, отправляя другим транспортным средствам информацию о местоположении, скорости и направлении движения, но стандартизация является одной из самых больших проблем.

Чтобы машины могли общаться между собой, данные должны быть единого образца для всех брендов, что означает, что вы должны использовать программное обеспечение с открытым исходным кодом.

Программное обеспечение, применяемое в автомобилях отдельных марок, может многое «рассказать» об используемые в автомобиле решениях, – некоторые компании не готовы делиться такими данными с конкурентами.


4.5/122