В домашних сетях существует тенденция, которая заставляет или принуждает пользователей регистрироваться для получения учетной записи у поставщика и связывать с ней свою домашнюю сеть.
Эта практика началась много лет назад с eero. В настоящее время вы обнаружите, что этот тип практики распространен у многих поставщиков, таких как Linksys, Netgear или TP-Link. У каждого есть своя форма принуждения к использованию приложения и учетной записи для входа на разных уровнях.
На мой взгляд, это ужасный подход, который помимо всего прочего вызывает проблемы с конфиденциальностью и безопасностью – вы практически отдаёте свою домашнюю сеть в руки и на милость вендору.
Давайте выясним разницу между использованием старого доброго пользовательского веб-интерфейса и мобильного приложения.
Управление роутером – мобильное приложение или веб-интерфейс
При управлении домашней сетью сегодня у вас есть два варианта: мобильное приложение и графический веб-интерфейс пользователя (GUI) – или просто веб-интерфейс. Некоторые роутеры заставляют вас выбирать или первое, или второе. Другие дают вам оба.
Веб-интерфейс пользователя – реальный и изолированный
На протяжении веков веб-интерфейс был стандартным способом управления домашними роутерами. Как следует из названия, это веб-страница, для доступа к которой вы используете браузер, такой как Google Chrome, Microsoft Edge или Mozilla Firefox.
По умолчанию веб-интерфейс предназначен для локального доступа. Вы можете управлять своим роутером, а значит, и домашней сетью, когда находитесь дома. Это похоже на то, как вы используете свой существующий дом, например, ванную комнату, спальню, кухню и т.д. Другими словами, это реально.
Если вы достаточно опытны, вы можете настроить удаленный доступ через Dynamic DNS, и теперь вы можете наблюдать за своим домом и управлять некоторыми вещами издалека. Это немного менее реально, но всё же находится под вашим контролем. По большей части в этом участвуете только вы и ваш домашний роутер.
Так что локальный веб-интерфейс – это хорошо. Это касается только вас.
Преимущества пользовательского веб-интерфейса
Хотя внешний вид веб-интерфейса поначалу может показаться пугающим, использование этого олдскульного метода управления роутером имеет множество преимуществ, в том числе:
- Доступен повсеместно: на каждом компьютере (и смартфоне/планшете) есть браузер. В итоге, когда роутер поддерживает веб-интерфейс, им сразу можно управлять. Нет необходимости устанавливать специальное приложение. (Другими словами, браузер – это предустановленное приложение, доступное на всех устройствах.)
- Он последователен: независимо от того, какое устройство вы используете, будь то Mac, компьютер с Windows или мобильное устройство, веб-интерфейс остаётся неизменным. Что ещё более важно, большинство интерфейсов – в роутерах разных производителей – имеют высокий уровень сходства. В результате, если вы знаете, как управлять одним роутером через веб-интерфейс, скорее всего, вы сможете сделать это, по крайней мере, в определенной степени, на любом роутере, имеющем веб-интерфейс.
- Глубокая настройка: большинство, если не все, веб-интерфейсы позволяют получить доступ ко всем настройкам и функциям роутера.
- Лучшая конфиденциальность: обычно вам не нужно регистрировать учетную запись у поставщика, чтобы использовать веб-интерфейс. Ваш роутер и, следовательно, домашняя сеть не будут постоянно подключаться к поставщику. По умолчанию ни одна третья сторона не имеет доступа к тому, что вы и ваша семья делаете в Интернете.
- Большой экран. Веб-интерфейс означает, что вы можете управлять своим роутером с помощью большого экрана и набора мыши и клавиатуры. Это значительно упрощает работу, когда вам нужно внести множество изменений, таких как предварительное программирование длинного списка резервирования IP-адресов или переадресации портов.
Короче говоря, использование веб-интерфейса означает, что вы владеете своей домашней сетью, роутер принадлежит вам, вы можете делать с ним всё, что хотите, не проходя через сервисы третьих лиц.
Мобильное приложение для управления роутером
Использование мобильного приложения для управления – это новый модный вариант, начавшийся с бума смартфонов и планшетов.
Из-за давления со стороны нового поколения пользователей, которым обычно не хватает терпения и которые не хотят связываться с настоящим компьютером, большинство поставщиков сетевых услуг создали мобильное приложение для своих роутеров, как альтернативный (или дополнительный) вариант веб-интерфейса.
Приложение должно упростить использование устройства конечными пользователями, и оно может обеспечить это на некоторых роутерах. Например, приложение Asus Router работает так же, как веб-интерфейс. Для работы не требуется вход в учетную запись Asus.
Так что само приложение по своей сути не является неправильным. Проблемы возникают при его реализации. Это особенно верно, когда продавец пытается превратить вас в продукт через приложение.
Мобильное приложение: всё дело в ваших данных
Вы когда-нибудь задумывались, как именно приложение на вашем телефоне связано с домашним роутером? Нет никакой магии. Скорее всего, вы платите за это своей личной информацией.
Добыча личной информации настолько прибыльна, что многие поставщики, такие как Google (создатель Google Nest Wi-Fi) или Amazon (владелец eero), дошли до того, что полностью убрали веб-интерфейс из своих домашних сетевых устройств и сделали приложение единственным вариантом. Другие пытаются искусственно заставить пользователей войти в приложение (или войти в учетную запись).
Поэтому я имеют много проблем с использованием приложения для настройки и управления роутером.
Проблемы с использованием мобильного приложения для роутеров
- Требуется дополнительное оборудование/программное обеспечение, маленький экран: у вас должно быть мобильное устройство и установлено приложение. Только это может отнять много времени и денег. Кроме того, работа с маленьким экраном может быть сложной.
- Вопросы конфиденциальности: когда требуется учетная запись для входа (почти всегда), роутер и приложение постоянно подключаются к поставщику. В результате ваша конфиденциальность может быть нарушена. Это потому, что сервис, в который вы входите, может следить за вашей онлайн-активностью или её частью.
- Вы – продукт: если вы когда-нибудь задумывались, зачем поставщику собирать данные из вашей сети, ответом, среди прочего, является реклама. Ваши онлайн-привычки многое говорят о том, что вы купили и собираетесь купить. Этот тип информации является золотой жилой для принимающей стороны. Другими словами, вы становитесь продуктом. В большинстве случаев удобство использования приложения – это лишь крошечная выгода, если учесть объём данных, которые приложение (и поставщик) собирает из вашей сети.
- Ограниченные сетевые настройки и функции: как правило, приложение не имеет такого же уровня доступа к настройкам и функциям роутера. Это ограничение из-за размера экрана и мощности мобильного устройства.
- Непоследовательный опыт: поставщик должен разработать приложение для определенной платформы (iOS или Android), а затем для определенных размеров экрана. И это большая работа – опять же, некоторые находят сбор данных настолько прибыльным, что готовы инвестировать в него. Таким образом, это может работать хорошо на одном, но не на другом устройстве. Скорее всего, у вас не будет одинакового опыта использования приложения на разных устройствах.
- Это ваш роутер/сеть или нет? Вы платите за роутер. Вы должны иметь возможность использовать его независимо от поставщика.
Таким образом, использование мобильного приложения через учетную запись для входа означает, что вы, на самом деле, не владеете своей сетью. Вместо этого вы должны запросить «разрешение» другой стороны или, по крайней мере, уведомить её, прежде чем вносить изменения в оборудование.
Это все равно, что спрашивать разрешения у сантехника или уведомлять его каждый раз, когда вы пользуетесь ванной. Водопроводчик, кстати, имеет полный доступ в вашу ванную комнату и, среди прочего, будет знать о ваших действиях и привычках, связанных с ванной.
И поверили бы вы ему, если бы он сказал вам, что будет только контролировать работу трубы и кранов и ничего больше?
Кроме того, существуют также риски безопасности. Это потому, что сам поставщик может быть взломан, и когда это произойдёт, вы понятия не имеете, кто получит данные, собранные из вашей домашней сети, и что они собираются с ними делать. Это случалось и это произойдёт снова!
Последние мысли об управлении роутером
Я сторонник того, чтобы полностью владеть продуктом. Вы платите за роутер, и у вас должна быть возможность использовать его по своему усмотрению. Ведь он ваш. Устройства на основе приложений в некоторой степени делают продавца фактическим владельцем вашего устройства или даже вашей сети.
Кроме того, сеть является сложной категорией. Чем больше у вас доступа и больше контроля над вашим роутером, тем больше шансов, что вы получите от него максимальную отдачу. Веб-интерфейс обычно даёт вам это. С другой стороны, мобильные приложения, как правило, делают вещи тупыми. Следовательно, использование приложения может сделать вас невежественным в некоторых важных аспектах.
Наконец, обратите внимание, что даже когда вы выбираете веб-интерфейс, существуют роутеры (от Netgear или TP-Link, Linksys и т.д.), которые по-прежнему просят вас зарегистрировать учетную запись для входа и связать с ней вашу домашнюю сеть. В этом случае вы оказываетесь не в лучшем положении с точки зрения конфиденциальности по сравнению с использованием приложения.
Дело в следующем: по возможности избегайте использования учетной записи для входа. Иногда это так же просто, как уделить немного внимания в процессе первоначальной настройки.