9 советов по обучению бабушки и дедушки компьютерной грамотности

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-11-22

Мир технологий меняется так быстро, что ежедневные технические навыки, которые вы приобрели всего десять лет назад, часто не имеют значения сегодня. Если вы были взрослым в 80-х, навыки работы с компьютером были бы не так важны, как сейчас. Спустя 30 с лишним лет, это поколение сейчас достигает пенсионного возраста, и, если они сознательно не идут в ногу со временем, современные технологии для них могут быть довольно пугающими.

От смартфонов до умных телевизоров – так много всего, чтобы принять всё сразу. Молодому поколению часто приходится помогать старшим использовать преимущества современных технологий.

У нас достаточно большой опыт оказания помощи и обучения людям всех возрастов. Этот опыт позволил выделить ряд ключевых моментов в работе с пожилыми пользователями.

Иллюстрация на тему использования пожилыми людьми современных технологий и социальных сетей

Если в вашей жизни есть пользователи, попадающие в эту категорию, эти общие советы помогут значительно упростить процесс обучения.

  1. Никакого осуждения

    Никогда не осуждайте кого-то за то, что чего-то не знает о технологиях. Существует длинный список вещей, о которых любой человек ничего не знает, и тот, кто не разбирается в технологиях, не заслуживает того, чтобы с ним надменно разговаривали.

    Всегда имейте терпение и уважение к человеку, которому вы помогаете. Если одна из сторон расстроена, возьмите тайм-аут и повторите попытку через несколько минут. Слушайте «ученика», чтобы понять, а не просто говорите.

  2. Примите во внимание существующие знания

    Каждый пользователь, которому вы пытаетесь помочь, не является чистым листом! Потратьте время, чтобы узнать, что ваш пользователь уже знает. У пожилых пользователей могут быть технические знания, которые устарели, но всё же могут быть использованы.

    Найдите время, чтобы оценить, какой уровень и тип знаний у кого-то есть, и адаптировать своё обучение, чтобы оно соответствовало этому.

  3. Учитывайте физические ограничения

    У многих пожилых пользователей есть проблемы со зрением, слухом, ловкостью и даже скоростью, с которой они могут следовать инструкциям. Будьте откровенны в этом и попросите, чтобы он сообщал вам о любых проблемах.

    Пожилая бабушка изучает функции современного смартфона

    Использование голосового управления может стать частью вашего урока. Пожилые пользователи часто не знают о функциях, которыми современные устройства могут компенсировать физические недостатки.

  4. Объясните

    Не думайте, что человек, которому вы пытаетесь помочь, недостаточно умен, чтобы понять, что происходит под капотом. Если вы объясните это достаточно хорошо, можно помочь любому понять, как что-то работает в принципе.

    Так что не отбрасывайте вопросы о самой технологии и не давайте излишне простых ответов. Если понимание природы конкретной технологии поможет человеку лучше использовать устройство или приложение, включите эти объяснения в урок.

  5. Осторожно с жаргоном

    Жаргон – хороший инструмент для осведомленных людей: он помогает эффективно общаться друг с другом, но это также является серьезным препятствием для входа для тех, кто уже не знаком с профессиональными терминами.

    В практическом плане это означает, что вы не должны использовать жаргонные термины, если в этом нет крайней необходимости. Вместо этого объясните вещи на обычном языке, используя термины, которые знает большинство людей.

  6. Практический подход

    Насколько это возможно, вы должны позволить человеку, которого пытаетесь научить, делать всё самостоятельно. Не поддавайтесь желанию взять верх, даже в качестве демонстрации. Вместо этого попросите их выполнить ваши инструкции своими руками.

    Существует огромная разница между пассивным наблюдением за тем, как кто-то что-то делает, и выполнением этого самостоятельно. Так что дайте возможность получить практический опыт.

  7. Сосредоточьтесь на укреплении доверия

    Страх является основным препятствием при работе с технологиями. В свою очередь, страх часто вызван отсутствием знаний. Если вы чего-то не понимаете, легко этого испугаться.

    Поэтому, хотя прямые и четкие инструкции всё ещё очень важны, если вы хотите, чтобы пожилые пользователи действительно освоили технологию, которую вы пытаетесь объяснить им, важно заменить страх уверенностью.

    Вы должны дать понять, что нельзя что-то сломать, просто используя текстовый редактор (или что-то другое). Пока чья-то важная информация копируется или безопасно хранится в облаке, худшее, что может случиться, – это сброс настроек.

    Лучший способ научиться тому или иному элементу техники – пользоваться ей свободно. Ошибки – важная часть обучения, а современные устройства довольно надежны. Так что постарайтесь смягчить эти заботы и побудить человека свободно исследовать устройство.

  8. Научите ловить рыбу

    Одна из самых больших ошибок, которую вы можете совершить, когда обучаете кого-либо новым технологиям, состоит в том, чтобы заставить запоминать набор инструкций для выполнения конкретной задачи. Почему? Потому что, как только что-то происходит вне сценария, пользователь должен найти кого-то, кто поможет ему.

    Вместо этого лучше прививать подход к самостоятельному решению проблем, когда речь идёт о технологиях. Если они сталкиваются с ошибкой или случается что-то, что не было описано в инструкциях, поощряйте поиск в Яндексе и независимые попытки решить проблему, прежде чем обращаться за помощью.

  9. Сохраняйте актуальность!

    Образование взрослых, называемое андрагогией, имеет большое кардинальное правило – поддерживайте его актуальность.

    Взрослые ученики ценят своё время и хотят знать, каково практическое применение знаний. Таким образом, если человек не заинтересован в технологии ради самого себя, вы получите гораздо лучшие результаты, формируя информацию с точки зрения её актуальности и полезности.

Никто не слишком стар, чтобы учиться!

Стереотип о том, что пожилые люди не могут ничего узнать о новых технологиях, – полный миф. Мы знаем много людей, которые были в «глубоком пенсионном возрасте», когда они изучили такие навыки, как программирование или администрирование настольных компьютеров.

Это означает, что вы должны бороться с предрассудками, помогая старшим пользователям освоить новые технологии. В конце концов, как бы вы хотели, чтобы к вам относились, если бы поменялись ролями?


5.0/2