Масштабирование NVIDIA DLSS – как включить функцию и зачем она нужна

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-12-15

Что такое NVIDIA DLSS? Как работает эта технология? Приносит ли дополнительные преимущества помимо увеличения игровой производительности? На каких видеокартах можно активировать NVIDIA DLSS? Какие игры поддерживают DLSS? Наконец, можно ли это назвать настоящей революцией?

На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в этом обзоре основ NVIDIA DLSS.

Что такое NVIDIA DLSS

DLSS – это аббревиатура от Deep Learning Super Sampling. Это метод масштабирования, использующий возможности нейронных сетей. Он более продвинут, чем традиционные формы апскейлинга.

NVIDIA DLSS, основанный на алгоритмах искусственного интеллекта (AI), увеличивает производительность в играх, но не без влияния на качество изображения.

Технология создавалась для работы с трассировкой лучей, по крайней мере, на начальных этапах. Графика, основанная на трассировке лучей в реальном времени, сильно нагружают оборудование, и поэтому «зелёным» пришлось разработать решение, которое позволило бы использовать эту функцию в играх. Обе технологии были представлены в играх с премьерой видеокарт NVIDIA Turing (серия RTX 2000).

Однако, эта функция оказалась полезна и в других случаях. Ведь чем выше разрешение, тем больше нагрузка на компьютер и хуже производительность. Короче говоря, NVIDIA DLSS может быть средством от этих – и не только этих – недугов. Кроме того, это средство не должно вызывать тревожных побочных эффектов.

Интеграция DLSS с популярными движками (Unreal Engine и Unity)

Для использования NVIDIA DLSS в игре технология должна поддерживаться движком. Разработчики Unreal Engine 4.26, 4.27 и Unreal Engine 5 могут использовать специальный и, что не менее важно, бесплатный плагин с февраля 2021 года. Благодаря ему разработчики могут проще и быстрее внедрять DLSS в игры на движке Epic Games.

Технология NVIDIA также изначально поддерживается Unity Engine (версия 2021.2 Beta или более поздняя) с 2021 года.

DLSS и тензорные ядра

NVIDIA DLSS работает на аппаратных ядрах Tensor, используемых в видеокартах GeForce RTX. Эти ядра специализируются на вычислениях, связанным с искусственным интеллектом.

Карты RTX 2000 имеют тензорные ядра второго поколения, а RTX 3000 – третьего, которые характеризуются почти двукратным ростом пропускной способности. Первым чипом с ядрами Tensor стал ускоритель NVIDIA (Tesla) V100, основанный на архитектуре Volt.

Как работает NVIDIA DLSS

Апскейлинг – это далеко не идеальный метод, который вызывает многочисленные искажения отображаемого изображения, а конечный эффект очень чётко отличается от того, который даёт исходное разрешение. Здесь на помощь приходит NVIDIA с технологией DLSS. Как это работает?

Объяснение принципа работы технологии NVIDIA DLSS

NVIDIA DLSS использует изображение с более низким разрешением, а затем масштабирует его до исходного разрешения, что похоже на обычный метод масштабирования. Однако, она делает гораздо больше. Самая большая разница заключается в том, что метод DLSS использует нейронную сеть, извлекая часть преимуществ глубокого обучения.

Интеллектуальное масштабирование DLSS – что это значит

NVIDIA использует специальную платформу под названием NGX (Neural Graphics Framework) – она занимается процессом обучения глубокой нейронной сети (DNN), которая основана на анализе тысяч «идеальных» изображений в очень высоком разрешении (16K).

Кроме того, NVIDIA показывает нейросети некачественные изображения без сглаживания. Затем они сравниваются в процессе обучения. Результат этого сравнения возвращается к сети SI, которая делает выводы и учится достигать целевой точки (шаблона), и конечный эффект производит лучшее впечатление (он приближается по качеству к изображению с более высокой детализацией).

Схема обучения нейросети видеокарт NVIDIA

На практике это означает, что, благодаря DLSS, игра работает с более высоким числом кадров в секунду, сохраняя – по крайней мере, теоретически – уровень графики, обеспечиваемый собственным разрешением. DLSS восстанавливает изображение, основываясь не только на информации, полученной из предыдущих кадров, но также на векторах движения, которые определяют направление, в котором объекты, представленные в сцене, перемещаются от кадра к кадру.

DLSS использует, так называемые, свёрточный автоэнкодер. Это особый тип нейронной сети, которая пиксель за пикселем определяет, какие края и формы нуждаются в коррекции, а какие нет. Во время этого процесса декодер сглаживает и обостряет те детали, которые были отмечены как важные. Это делается путём сравнения кадров низкого и высокого разрешения (текущего и последнего кадра, соответственно).

«Хитрость DLSS» заключается в том, чтобы разумно восстановить изображение, что является результатом анализа, сравнения кадров и попыток достоверно воссоздать детали или даже улучшить их с помощью алгоритмов искусственного интеллекта.

Возможно, правильнее было бы описать это, добавляет детали, которые отсутствуют на изображении более низкого качества. В конце концов, с включенным DLSS используется изображение с более низким разрешением, которое пытается имитировать более высокое.

Версии DLSS – самые большие различия

У оригинальной версии NVIDIA DLSS были «детские проблемы». Недостатки этого решения вскрылись очень быстро. Технология часто создавала «мыльное» изображение и добавляла многочисленные артефакты. Несмотря на заметное повышение производительности после активации этой опции, было трудно принять столь выраженную потерю качества изображения.

Дополнительной проблемой DLSS первого поколения был более сложный и медленный процесс внедрения. Исходная версия требовала прохождения индивидуального обучения ИИ для каждой игры. В DLSS 2.0, который оказался не меньшим прорывом, чем внедрение этой техники на рынок видеокарт и игр, эта проблема исчезла. NVIDIA разработала единую модель ИИ для всех игр. Ориентация на одну общую нейронную сеть привела к более быстрой интеграции DLSS с играми и их движками.

Кроме того, «зеленые» улучшили алгоритмы искусственного интеллекта и использовали улучшенные методы обратной связи, которые более эффективно повышают резкость изображения. Вдвое более эффективная нейронная сеть позволила улучшить масштабирование (независимо от разрешения) и производительность. Изменения видны даже в деталях, которым, обычно, не уделяется особого внимания (например, в небольших элементах антуража, таких как перила и фрагменты сетки ограждения, или в надписях).

Новая версия решения вдохнула новую жизнь в DLSS, который был тепло принят отраслевыми специалистами, разработчиками и игроками. Тёплый приём был связан с меньшим снижением качества изображения или даже его отсутствием. Более того, изображение – по крайней мере, в режимах качества – может даже выглядеть лучше, чем в собственном разрешении.

DLSS 2.2 – что это меняет

Вопреки внешнему виду, даже небольшое изменение нумерации может принести заметные преимущества, хорошим примером чего является выпуск версии 2.2.

Впервые она была реализована в Rainbow Six: Siege, что положительно сказалось на количестве сгенерированных артефактов и, наконец, на качестве изображения. И всё же последнее слово NVIDIA ещё не сказала. Это всё ещё начало пути и революции, которая подтолкнула конкурентов к аналогичным действиям (AMD FSR и Intel XeSS).

DLSS 2.3 – новое качество интеллектуального масштабирования

Что представляет новая версия, обозначенная как 2.3? Она более разумно использует векторы движения в играх. Это приводит к улучшенной детализации объектов во время динамического движения и лучшему рендерингу частиц. Вдобавок она уменьшает эффект размытия и мерцания.

NVIDIA DLSS 2.3 есть или будет доступна в таких играх, как Baldur's Gate 3, Cyberpunk 2077, Deathloop, DOOM Eternal, GTA Trilogy Definitive Edition, Marvel's Guardians of the Galaxy, Shadow of the Tomb Raider и Farming Simulator 22.

NVIDIA DLSS – режимы качества игры

NVIDIA DLSS имеет несколько различных настроек качества для игр:

  • Ultra Performance (ультра производительность)
  • Performance (производительность)
  • Balanced (сбалансированный)
  • Quality (качество)
  • Ultra Quality (ультра качество)
  • Auto (автоматический)

В чём разница между различными настройками DLSS

Перечисленные выше режимы NVIDIA DLSS перечислены в порядке от максимального до минимального повышения производительности (кроме Авто). Как вы можете легко догадаться, режимы Performance и Ultra Perfomance дают наибольший удар по количеству кадров в секунду, но также больше всего ухудшают изображение. С другой стороны, крайние варианты предлагают меньшее или даже полное отсутствие падения качества (в некоторых случаях даже улучшение), но с меньшим увеличением эффективности.

NVIDIA рекомендует использовать режим Ultra Performance только до 8K. Однако, ничто не мешает активировать его в другом разрешении (ожидайте значительного ухудшения качества изображения). Эта опция доступна только в некоторых играх, таких как Metro Exodus Enhanced Edition или RS: Siege.

Сравнения качества графики в компьютерных играх с разными версиями технологии DLSS

Сбалансированный режим – лучший компромисс между внешним видом игры и её производительностью. Если вы ожидаете минимально возможного падения качества изображения, выберите «Качество» или «Ультра качество» (последнее доступно в некоторых играх). Только они относительно мало влияют на качество графики, а прирост fps не впечатляет.

Автоматический режим заслуживает отдельного обсуждения, так как он оптимизирует качество изображения для заданного разрешения (качество в 1440p или ниже, производительность в 4K или Ultra Performance в 8K).

Улучшает ли NVIDIA DLSS качество графики

Среди геймеров бытует мнение, что NVIDIA DLSS всегда ассоциируется с ухудшением качества картинки в играх. Но, так ли это? Может ли DLSS улучшить графику?

Да, есть замечательные исключения, такие как Wolfenstein: Youngblood или Rainbow Six: Siege. Но, ещё больше игр, в которых DLSS только в некоторых отношениях лучше, чем родное разрешение. В остальном детали могут быть ещё хуже.

Во многих играх активация DLSS негативно сказывается на внешнем виде, но в некоторых из них отображаемое изображение оказывается сопоставимым или потери настолько незначительны, что игрок начинает терпеть это. Конечно, улучшение или небольшая потеря качества изображения влияет только на режимы NVIDIA DLSS (качество или ультра качество).

Однако, в большей части игр графика ухудшается, как и в других режимах, таких как «Сбалансированный» и «Производительность».

Имейте в виду, что эффект от внешнего вида также очень сильно зависит от игры и от того, как разработчики реализовали DLSS. Разрешение тоже важно.

Как включить DLSS в играх

Чтобы активировать функцию NVIDIA DLSS в играх, она должна быть доступна в движке, а также вам потребуется подходящая видеокарта. Вы можете включить эту опцию в настройках графики. Кроме того, вы должны иметь возможность выбрать режим качества NVIDIA DLSS, по крайней мере, два или три (включая «Производительность», «Сбалансированный» и «Качество»).

Какие видеокарты поддерживают технологию NVIDIA DLSS

Это закрытый стандарт, поэтому пользователи чипсетов AMD и Intel не получат выгоду от этого метода. Здесь мы собрали все потребительские графические процессоры, которые на текущий момент способны запускать DLSS в играх:

GeForce RTX 2000:

  • RTX 2060
  • RTX 2060 Super
  • RTX 2070
  • RTX 2070 Super
  • RTX 2080
  • RTX 2080 Ti

GeForce RTX 3000:

  • RTX 3050 (ноутбук)
  • RTX 3050Ti (ноутбук)
  • RTX 3060
  • RTX 3060 Ti
  • RTX 3070
  • RTX 3070 Ti
  • RTX 3080
  • RTX 3080 Ti
  • RTX 3090

Какие игры поддерживают NVIDIA DLSS

Список игр с поддержкой NVIDIA DLSS постоянно расширяется. В настоящее время в библиотеке около 100 наименований, в том числе такие хиты, как RDR 2, Cyberpunk 2077 или Metro Exodus (Enhanced Edition), и вскоре он будет дополнен, среди прочего, Dying Light 2 или Diablo II: Resurrected.

Попадет ли DLSS в игру или нет, зависит от производителя и издателя. Некоторые игры поддерживают эту технологию при выпуске, другие – через несколько месяцев после выпуска (поддержка добавляется путём обновления игры и новой версии драйвера графического процессора).

Игры с поддержкой NVIDIA DLSS

  • Alan Wake Remastered
  • Amid Evil
  • Anatomy of Fear
  • Anthem
  • Apocalypse: 2.0 Edition
  • Aron’s Adventure
  • Back 4 Blood
  • Baldur’s Gate 3
  • Battlefield 2042
  • Battlefield V
  • Beyond Enemy Lines 2
  • Bodies of Water VR
  • Bright Memory
  • Bright Memory: Infinite
  • Call of Duty: Black Ops Cold War
  • Call of Duty: Modern Warfare
  • Call of Duty: Vanguard
  • Call of Duty: Warzone
  • Chernobylite
  • Chivalry 2
  • Chorus
  • ChronoTecture: The Eprologue
  • Cions of Vega
  • Control
  • Crsed: F.O.A.D
  • Crysis Remastered Trilogy
  • Cyberpunk 2077
  • Deathloop
  • Death Realm
  • Death Stranding
  • DeepStates VR
  • Deliver Us The Moon
  • Diablo 2: Resurrected
  • Doom Eternal
  • Edge Of Eternity
  • Enlisted
  • Escape from Naraka
  • Everspace 2
  • Exit From
  • F1 2020
  • F1 2021
  • Fall Balance Ball
  • Faraday Protocol
  • Farming Simulator 22
  • Final Fantasy XV
  • FIST: Forged in Shadow Torch
  • Fortnite
  • Frozenheim
  • Ghostrunner
  • God of War
  • GTA: The Trilogy – The Definitive Edition
  • Hellblade: Senua’s Sacrifice
  • Helios
  • Höll Space 5D6
  • Horizon Zero Dawn
  • Hot Wheels Unleashed
  • ICARUS
  • Iron Conflict
  • Into the Radius VR
  • Iron Conflict
  • Justice
  • Jurassic World Evolution 2
  • Last Hope on Earth
  • LEGO Builder’s Journey
  • Lemnis Gate
  • Loverowind
  • Marvel’s Avengers
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy
  • Mechwarrior 5: Mercenaries
  • Metro Exodus i Metro Exodus Enhanced Edition
  • Minecraft with RTX
  • Monster Hunter: World
  • Moonlight Blade
  • Mortal Online 2
  • Mortal Shell
  • Mount & Blade II: Bannerlord
  • Myst
  • Naraka: Bladepoint
  • Necromunda: Hired Gun
  • Nine to Five
  • Nioh 2: The Complete Edition
  • No Man’s Sky
  • Outriders
  • Powerslide Legends
  • Pumpkin Jack
  • Qu Gian Qi Tan Online
  • Rainbow Six: Siege
  • Raze 2070
  • Ready or Not
  • Recall
  • Red Dead Online
  • Red Dead Redemption 2
  • Redout: Space Assault
  • Reficul 666
  • Rise of the Tomb Raider
  • Rust
  • Scavengers
  • Severed Steel
  • Shadow of the Tomb Raider
  • Soul Dossier
  • Supraland
  • Sword and Fairy 7
  • Swords of Legends Online
  • The Ascent
  • The Fabled Woods
  • The Medium
  • The Orville Interactive Fan Experience
  • The Persistence
  • The Riftbreaker: Prologue
  • To Hell With It
  • Twin Stones: The Journey of Bukka
  • Uncrashed: FPV Drone Simulator
  • Unknown Woods
  • Wakamarina Valley, New Zealand
  • War Thunder
  • Watch Dogs: Legion
  • Wolfenstein: Youngblood
  • Wrench
  • Xuan-Yuan Sword VII
  • Yag

Будущие игры с поддержкой NVIDIA DLSS

  • Atomic Heart
  • Black Myth: Wukong
  • Boundary
  • Dying: 1983
  • Dying Light 2
  • Five Nights at Freddy’s Security Breach
  • GRIT
  • Industria
  • JX Online 3
  • Loopmancer
  • Synced: Off-Planet
  • System Shock Remake (доступно в демо-версии)
  • Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2
  • Wiedźmin 3: Dziki Gon Edycja RTX (не подтверждено)

DLSS – будущее, которое стучится в дверь

NVIDIA DLSS, несомненно, является важной вехой в игровой индустрии и определяется экспертами как революционная технология, и – глядя на то, что она даёт, – трудно не согласиться.

Уже есть игры, которые выглядят похожими на собственное разрешение, но в то же время работают намного лучше. Кто бы не хотел бесплатную порцию кадров в секунду с качеством изображения, при котором (почти) не было замечено никаких артефактов?

DLSS также стал практически неотъемлемым элементом игр с трассировкой лучей (однако, они могут существовать независимо друг от друга). Благодаря технологии NVIDIA вы можете наслаждаться удовлетворительной плавностью анимации после включения опций на основе трассировки лучей.

Надеюсь, что этот тип решения станет стандартом в играх, потому что это неоспоримый аргумент в пользу покупки видеокарты, которая его поддерживает.

Можно только пожалеть, что DLSS не является открытым решением, как AMD FSR. Однако, будущее выглядит не только красно-зелёным, Intel также добавит свой кирпич с XeSS, который будет использовать алгоритмы искусственного интеллекта и станет более открытым стандартом.

Независимо от того, в каком направлении будет развиваться DLSS или конкурирующие решения, интеллектуальные методы реконструкции изображений – тем более, что трассировка лучей продолжает развиваться – это не только будущее, но и настоящее.

Я с нетерпением жду дальнейшего развития – пока несовершенной – технологии NVIDIA DLSS, потому что у неё есть огромный потенциал.


3.7/18