Развитие новых технологий и цифрового мира изменило большинство аспектов нашей жизни. Некоторые из этих изменений очень помогают нам, в то время как другие являются источником новых трудностей и проблем, на которые мы постоянно ищем ответы. Одно из таких направлений – умственное развитие детей и подростков.
Как социальные сети влияют на психическое здоровье молодых пользователей? На какие аспекты развития они влияют? Что делать, чтобы минимизировать вредное воздействие? Как помочь детям справиться с проблемами развития?
Это сложная и многопоточная тема, но мы хотим ответить на некоторые вопросы в этом тексте.
Цифровой мир и развитие ребенка
С момента рождения ребёнок знакомится с новыми технологиями. Они являются неотъемлемой частью взрослой жизни, поэтому малыш растёт в их среде. Это очень важно для его общего развития. Это очень интересная тема для ученых.
Младенцы, которые с раннего возраста соприкасаются с цифровым миром, перестают реагировать на голоса своего окружения. Дети от 2 лет могут испытывать трудности с вниманием, указанием пальцем или едой. Ранние трудности могут отрицательно повлиять на дальнейшее развитие и вызвать нарушения речи и социальной компетентности.
У детей после 3-х лет может наблюдаться ограниченная ловкость рук, проблемы с общением или непонимание команд. Чрезмерное использование компьютера в дошкольном возрасте вызывает у детей трудности с чтением и письмом, а также трудности в социальных ситуациях. Расстройства речи, трудности с обучением и трудности с концентрацией внимания также являются распространенными проблемами, которые часто приводят к плохим оценкам в школе.
Моделирование поведения
Один из важнейших психологических механизмов воспитания детей – моделирование – обучение через наблюдение. Глядя на взрослых, маленькие дети учатся чистить зубы или пользоваться вилкой. Во многих ситуациях маленькие наблюдатели замечают больше, чем хотелось бы взрослым.
Достаточно вспомнить ситуации, в которых маленький ребенок повторяет случайно услышанное проклятие. Или когда годовалый ребёнок пытается управлять телевизором касаниями, потому что его мама или папа используют смартфон таким образом.
Часто, обратившись за помощью, родители не осознают, что их ребенок ведет себя подобным образом, потому что это наблюдается у них. Поэтому, если мы хотим сформировать у детей хорошие привычки, мы должны начать с себя.
Запрещаете пользоваться телефоном за ужином? Здорово, но при условии, что запрет распространяется на всех, независимо от возраста. На родителей тоже. Когда мы хотим, чтобы ребёнок читал книги перед сном, а не прокручивал TikTok, мы сами должны подавать хороший пример и читать перед сном, а не сидеть со смартфоном.
Моделирование важно не только из-за цифровых привычек. Это также ключевая информация для детей о том, как обращаться с виртуальным миром. Дети также узнают о наших отношениях с социумом. Им не нужно слышать всё напрямую, чтобы выучить это.
Подумайте, чем для Вас является цифровой мир? Что Вам это даёт? Как Вы его воспринимаете? Какой контент смотрите? То, каким образом Вы его используете, допустимо для вашего ребёнка?
Ожидания и реальность
Жизнь в Интернете прекрасна. Счастливая и беззаботная. Отдых в экзотических местах несколько раз в году. Работа, которая приносит большие деньги, но, на самом деле, это является лишь дополнением к повседневной жизни. Такой жизнь бывает лишь изредка. Только эти моменты показывают в цифровом мире. Но, на их основе подростки формируют картину взрослой жизни и узнают, чего от неё ожидать.
Поколение Z выросло с телефонами в руках. Для них грань между виртуальным и реальным миром полностью стерлась. Это стало одним измерением, где общение с друзьями и InstaStory вашего любимого влиятельного человека так же реальны.
Подростку может быть сложно отличить то, что происходит онлайн от офлайн.
На это также влияют процессы созревания. Подросток только учится абстрактному мышлению. Раньше дети использовали конкретное мышление – на примерах и особенностях.
Чем младше дети, тем труднее им будет понять, что многое из того, что они видят в социальных сетях, может быть только творением. Всё это мешает детям и подросткам сформулировать реалистичные ожидания на будущее. Это может привести к проблемам с психическим здоровьем – депрессии, тревоге, паническим атакам, заниженной самооценке. Если моя жизнь не так прекрасна, как в Instagram, значит, со мной что-то не так?
Мы не можем влиять на то, какой контент появляется в Интернете. Но мы решаем, чьи профили смотреть. Чтобы поддержать вашего ребенка в его путешествии по цифровому миру, стоит исследовать его вместе. Сопровождайте его и интересуйтесь тем, что он любит смотреть. Помогите найти авторов, которые нормализуют поведение.
Подумайте... попадаете ли вы в ловушку сравнения себя с другими, которая также может возникнуть у вашего ребенка? Вы объясняете ему, что то, что мы видим в сети, – всего лишь фрагменты реальности?
Как сосредоточиться в цифровом мире
Концентрация или способность сосредоточить внимание на чём-то одном важны для будущего успеха ваших детей как в школе, так и на работе. Однако ученых настораживает тот факт, что с каждым годом сохранять концентрацию становится всё труднее.
Концентрация требует, чтобы мы оставались сосредоточенными на одном деле и, таким образом, не обращали внимания на другие раздражители, которые приходят к нам из вне. Мозг постоянно отбирает информацию, которая доходит до нас, и отбирает только ту, которая имеет отношение к нам.
Когда мы находимся в цифровом мире, наш разум работает с максимальной скоростью, потому что каждую секунду мы получаем много данных. Социальные сети постоянно создают новые и интересные стимулы. Чтобы не отставать от них, разум должен перескакивать с одной фотографии на другую, от одного фрагмента информации к другому. Это утомительно, поэтому мы иногда чувствуем физическую усталость, проведя долгое время в Интернете. Такая постоянная информационная бомбардировка не позволяет сосредоточиться на чём-то одном, когда всё вокруг нас борется за наше внимание.
Подумайте... сколько времени вы проводите в социальных сетях и Интернете каждый день? Как это видит ваш ребёнок?
Социальные сети, экраны и ночной сон
Сон во многом определяет правильное развитие детей и подростков. Во сне происходят процессы изучения и запоминания информации. Молодое тело нуждается в отдыхе и регенерации, чтобы развиваться в правильном ритме.
Использование телефона перед сном – плохая привычка. Смартфоны и другие электронные устройства излучают синий свет, который не только вреден для зрения, но и мешает секреции мелатонина, гормона, отвечающего за сон.
Просмотр социальных сетей перед сном также может вызывать сильные эмоции, которые не позволят вашему ребенку заснуть. Помните, что детям нужно больше сна, чем взрослым. Часто учеба и дополнительные занятия не позволяют ему достаточно долго спать, поэтому давайте позаботимся о том, чтобы ничто другое не мешало его отдыху.
Какие привычки у вас и вашего ребёнка связаны с использованием смартфона и компьютера в постели и перед сном? Вы помните о моделировании поведения и о том, что если вы хотите изменений, вы должны начать с себя?
Виртуальный мир и настоящая награда
Постоянно появляющиеся новые стимулы важны ещё по одной причине. Они управляют нашей системой вознаграждения. Нам это необходимо с эволюционной точки зрения, чтобы увеличить вероятность возникновения поведения, важного для нашего выживания (например, поиск еды). Когда мы испытываем удовольствие, в нашем мозгу выделяется дофамин. Это такое приятное состояние, что мы хотим чувствовать его всё больше и больше. И мы будем повторять поведение, которое даёт нам это.
Социальные сети дают нам немедленную награду – в виде лайков и сердечек. То же самое происходит, когда мы получаем новую информацию, будь то о том, что происходит в мире или о наших друзьях.
Виртуальный мир даёт нам постоянный заряд дофамина. Так легко достать телефон, начать прокрутку и на мгновение почувствовать себя хорошо... Однако, со временем нам нужно всё больше и больше, и это простой путь к зависимости.
Как социальные сети влияют на самооценку
Самоуважение начинает осознанно развиваться у детей в возрасте 9-10 лет и основывается на сравнениях. Мы сопоставляем наши особенности и навыки с тем, что есть и могут делать другие. Исходя из этого, мы определяем нашу позицию. Нетрудно догадаться, что если мы получим худшие результаты в этих сравнениях, наша самооценка не будет высокой. Однако нам нужно хорошо думать о себе, чтобы справляться с повседневными проблемами.
Подростки часто строят свою самооценку на основе внешних факторов: популярности в группе, спортивных достижениях, академической успеваемости, а также количестве подписчиков в социальных сетях, новейшего оборудования и дорогой одежды. Для взрослых эти внешние «факторы успеха» не всегда так важны, как для подростка.
Цифровой мир создаёт множество возможностей для сравнения результатов, в которых мы терпим поражение. Мы много знаем о своей жизни – мы чувствуем, когда мы счастливы, а когда у нас бывают плохие дни. Однако, в случае цифровых идолов мы обычно узнаем о том, что хорошо, особенно интересно, и чем они хотят поделиться. Их жизнь может выглядеть как бесконечная история успеха. Потому что это то, что нам больше всего нравится показывать в Интернете.
В случае таких сравнений нам всегда будет хуже. Это особенно опасно для подростков, ведь именно в этом возрасте сравнения наиболее сильны и важны. Это происходит из-за зарождающейся самооценки и построения идентичности. Это огромная проблема для пользователей-подростков.
И не стоит забывать, что дети и подростки сравнивают себя с создателями контента, ютуберами и геймерами своего возраста. Следовательно, в этом случае влияние на психическое здоровье очень сильно. Стоит искать и наблюдать за такими авторами, которые способствуют развитию достойного поведения. К счастью, их становится всё больше и больше.
Подумайте... как вы себя чувствуете, когда получаете признание в социальных сетях? Вы знаете, кто вдохновляет вашего ребенка и почему этот человек впечатляет его? Вы уверены, что его ценят в реальном мире и ему не нужно искать признания в Интернете?
Эмоциональное развитие в эпоху цифровых технологий
Умение распознавать, называть и управлять своими эмоциями лежит в основе психического здоровья. Печаль, гнев, горечь, радость – каждая эмоция несёт информацию. Цифровой мир создаёт реальность, в которой можно испытывать только «положительные эмоции». Он также обещает, что мы сможем избавиться от сложных эмоций. Это невыполнимое обещание. Невозможно быть счастливым всё время.
Отрицать эмоции, делать вид, что их нет, пытаться чувствовать себя хорошо любой ценой – всё это усиливает тяжелые эмоции, а также приводит к заболеваниям: депрессии, тревоге, обсессивно-компульсивным расстройствам. Чем сильнее наша вера в то, что мы должны испытывать только хорошие эмоции, тем сильнее мы будем ощущать их недостаток.
Для детей и подростков это особенно важная проблема, потому что, наблюдая за цифровым миром, они могут сделать вывод, что могут быть вечно счастливыми.
Подумайте... видите ли вы перепады настроения вашего ребенка при использовании Интернета? Вы говорите с ним о том, что произошло, или о том, что он видел?
Социальное развитие в новой реальности
До пандемии было много разговоров о том, что пребывание в цифровом мире негативно влияет на вашу способность строить отношения. Теперь мы знаем, что во многих случаях именно социальные сети спасали некоторых из нас от одиночества во время изоляции.
Однако, факт остаётся фактом – ничто не заменит общение с родственниками и друзьями. Не видя другого человека, мы лишаемся информации, исходящей от его выражения лица. Мы можем опираться только на то, что она сказала или написала. Невербальное общение (жесты, выражения) так же важны, как вербальное общение. Его отсутствие затрудняет нахождение в социальных ситуациях.
Во время пандемии мы тратим много времени на видеозвонки. Их преимущество в том, что мы можем видеть другого человека даже на расстоянии и, следовательно, также видеть то, что он говорит нам невербально. Хотя это более сложная задача, чем есть на самом деле, она отчасти заменяет нам настоящий контакт.
Пандемия изменила наши представления о влиянии социальных сетей на социальные отношения. С одной стороны, они позволяют нам оставаться на связи, когда встреча становится невозможной. С другой стороны, Интернет по-прежнему остаётся местом, где легко стать жертвой. Многие подростки, благодаря социальным сетям, могут наслаждаться отношениями с другими, в то время как другие испытывают большую социальную тревогу из-за ограничения реальных встреч.
Как поддержать молодых людей в цифровом мире
Нет смысла расстраиваться и злиться на то, как технологии и Интернет изменили наш мир. Это бесполезно, потому что мы не можем взломать открытую дверь. Для молодых пользователей Интернет – это реальность, в которой они чувствуют себя совершенно естественно.
Открытое отношение поможет нам, как родителям или опекунам, наладить диалог с детьми и, таким образом, лучше поддержать их во взрослении и становлении мудрыми пользователями Интернета.
На что стоит обратить внимание?
- Во-первых, просвещение: узнайте о преимуществах и ознакомьтесь с рисками. Постарайтесь подготовиться к различным ситуациям, которые происходят в сети. Мы сами можем черпать вдохновение для этого из различных профилей образовательных организаций или родительских блогов.
- Во-вторых, убедитесь, что ваши дети имеют дело с ценными интернет-сайтами. С ними стоит познакомиться и, таким образом, лучше понять ребенка, его виртуальные интересы и интернет-кумиров.
- В-третьих, проявите терпение. Детство и юность имеют свои правила, и мы должны это осознавать. Иногда детям требуется время, чтобы осознать и понять, что мы хотим передать. Во многих случаях это результат процессов в мозге в подростковом возрасте.
- В-четвертых, подайте хороший пример своим поведением. Дети учатся на основе наблюдений, поэтому, если мы сами каждый день проводим много времени с телефоном в руках, такое поведение кажется им естественным.
- В-пятых, будьте открыты миру детей. Чтобы они могли относиться к нам как к своим товарищам, а не как к врагам. Наши усилия можно сравнить с посевом семян. Чтобы они проросли, мы должны уделять им время и лелеять.