Интернет, который мы знали до сих пор, исчезает в небытие. Разрушают его цензура, фейковые новости и отсутствие конфиденциальности. Более того, значительная часть глобальной сети уже находится в руках крупных корпораций, таких как Google, Facebook и Amazon, которые монополизировали основные сервисы: поиск, общение и торговля. Эти компании работают над искусственным интеллектом, который дополнительно увеличит их преимущество и позволит освоить новые сферы деятельности в киберпространстве.
Создатель стандарта WWW Тим Бернерс-Ли, оценивая на страницах британской «Гардиан» своё произведение после почти 30 лет эволюции, бьёт тревогу. По его мнению, глобальная паутина теряет особенности, благодаря которым она получила успех. Среди угроз Бернерс-Ли называет отсутствие нейтральности сети, потеря контроля над личными данными пользователей, а также неисправный механизм циркуляции информации, дополняют картину вездесущая цензура и фейковые новости, распространяющие в социальных сетях.
Профессор маркетинга Скотт Гэллоуэй из Университета Нью-Йорка указывает на опасности, вытекающие из доминирования Google, Facebook, Apple и Amazon, которые вместе контролируют не только в поиске, общении и социальных сетях, но и на аппаратных платформах (как на стороне клиента (смартфоны), так и на серверах (облачные вычисления)).
В своей книге «The Four» Гэллоуэй доказывает, что технологические гиганты являются не только угрозой для плюрализма в циркуляции информации, но и для рабочих мест, поскольку эффективно устраняют бизнес-конкурентов: порталы средств массовой информации, рекламные агентства, интернет-магазины, которые дают работу миллионам людей по всему миру.
Рабочие места становятся также жертвами искусственного интеллекта. По мнению таких авторитетов, таких как физик Стивен Хокинг и изобретатель Элон Маск, искусственный интеллект не только открывает новые возможности, но и угрожает человечеству, так как вооружает контролирующие его институты беспрецедентной властью, а в будущем может привести к краху всего человечества.
Даже краткий обзор семи основных угроз для интернет показывает, что эксперты, говорящие об угрозах для развития цифровых технологий, во многих случаях правы.
Ликвидация сетевого нейтралитета
Нейтральность – это одно из фундаментальных предположений развития сети. Согласно этому принципу, все данные в интернете имеют равное значение, независимо от того, исходят ли они от великой корпорации или с личного сайта.
Нейтралитет обеспечивает стартапам возможность конкурировать с гигантами, благодаря чему появляются инновационные услуги. Термин появился в 2003 году. В следующем десятилетии принцип был закреплен в документах ЕС и Федеральной Комиссии по Связи (FCC) в США. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем отступление от этого стандарта. Импульс к изменениям приходит из-за океана, что имеет большое значение, потому что это американский рынок устанавливает стандарты в мире новых технологий.
Новый председатель FCC Аджит Пай, назначенный Дональдом Трампом, подготовил проект отмены принципа сетевого нейтралитета, который был принят комиссией. Таким образом, комиссия FCC выдала операторам телекоммуникаций право присвоения приоритета сервисам в обмен, например, за дополнительную плату.
Изменение правового принципа не означает автоматической ликвидации равного доступа. Большое значение будет иметь позиция крупнейших интернет-компаний, например, Google, Amazon или Facebook, которые выступили против отмены сетевого нейтралитета.
Однако, если те же самые гиганты решат воспользоваться платным приоритетом передачи данных, то, безусловно, уничтожат почти всех конкурентов. А от этого уже шаг к преобразованию глобальной сети в формат кабельного телевидения, где оператор принимает решение о том, что мы можем использовать на наших устройствах.
Интернет-цензура – ограниченный доступ к информации
Интернет, по идее создателей, должен был быть пространством неограниченного обмена информацией. Это уже давно является фикцией. Согласно отчету think tank Freedom House до 36 процентов из 65 исследованных стран, в которых живет 9 из 10 пользователей сети, строго цензурирует интернет и ограничивает свободу самовыражения по политическим причинам.
Freedom House оценивает, что свобода сети в мире снижается седьмой год подряд. Тенденции устанавливает страна, находящаяся во главе рейтинга. Китай получил 88 баллов из 100, что означает, что они ограничивают свободу в интернете практически всеми возможными путями.
Ещё в 90-е годы Китай реализовал систему фильтрации контента в Интернете, которая была названа Великий Китайский Брандмауэр. Эта система блокирует доступ к большинству популярных сервисов, таких как Facebook, Twitter, Google Search и YouTube, которые в Китае считаются носителями подрывных идей.
Чтобы предотвратить обход цензуры, в 2017 году в Китае запретили все западные услуги VPN. В настоящее время на прицеле властей системы шифрованного обмена мгновенными сообщениями, такие как WhatsApp. Вместо него Китайцы используют WeChat, которым пользуется уже почти миллиард людей. Приложение работает на основе местного законодательства, собирает логи активности пользователей, вероятно, позволяя властям контролировать общение.
Жесткую политику ведут также власти Эфиопии. Социальные сети там блокировались во время антиправительственных протестов, а участники, которые поддерживали связь в сети, преследовались.
В России, которая только ужесточает цензуру в сети (потеряла статус частично свободной страны в 2015 году), хотя западные сайты не блокируются, власти запретили использование частных сетей VPN.
Европейский Союз остается оазисом относительной свободы высказываний с незначительными ограничениями, например, запретом пропаганды фашизма в Германии. Вопрос только, как долго будет сохраняться такое положение дел, учитывая растущую волну политического авторитаризма и сильное напряжение в международных отношениях.
Фейковые новости – разрушение системы доверия
Западные страны стали жертвами другой напасти: фейковые новости, то есть поток ложной информации в социальных сетях. Ранее эта проблема затрагивала только тематические блоги, обсуждающие «теории заговора».
В настоящее время поддельные новости регулярно появляются на Facebook и Twitter, которые для многих являются основным источником информации о политике. Угроза фейковых новостей возросла, когда их распространением занялись пропагандистские государственные учреждения, которые публикуют ложные сведения с охватом близким к уровню мировых информационных агентств. Это подрывает самое главное преимущество интернета, то есть легкий доступ к достоверной информации и знаний.
Кроме армии платных троллей, поддерживаемых любителями, для распространения ложных новостей привлекается передовая технология – сети ботов. Эти умные программы сканируют социальные сети, ищут политические споры и включаются в них, добавляя пропагандистские комментарии и выдавая себя за обычных пользователей.
Подсчитано, что во время предвыборной кампании Дональда Трампа, таким образом публиковался каждый третий пост.
Социальные сети не справляются с фейковыми новостями. Facebook, который признал, что через него ложные сведения получили 126 млн американцев, создал инструмент для борьбы с дезинформацией, например, возможность пометки ложных новостей и отправки сообщения модераторам. Но это пока не принесло видимого улучшения ситуации.
Amazon – левиафан интернета
Интернет, как пространство свободной торговли, также уходит в прошлое. Также как Google и Facebook управляют циркуляцией информации, так и Amazon близок к захвату контроля над торговлей в интернете.
Этот сервис выступает не только в роли магазина продаж с собственных гигантских складов, но, прежде всего, в качестве посредника в сделках других магазинов, товары которых отображаются в результатах поиска Amazon.
Amazon растет также во многих других областях. Подразделение компании Amazon Web Services имеет 47 процентов рынка серверных услуг (на следующем месте Microsoft Azure – это лишь 10 процентов).
Amazon доминирует на рынке голосового поиска с помощью Alexa, доступного в дешевых колонках, продающихся в интернет-магазине.
Более того, компания уже начала активную экспансию на рынке мультимедийного контента, участвуя, в частности, в производстве сериалов и приобретая права на экранизацию таких хитов как «Властелин колец» и «Темная башня».
Amazon – это также одна из самых популярных поисковых систем, которая превосходит даже Google в сфере поиска товаров. Подобная тенденция наносит урон традиционным торговым сетям, которые теряют возможность конкурировать с интернет-гигантами.
Отсутствие конфиденциальности в интернете
Раньше анонимность в интернете была стандартной функцией. Сегодня бизнес-модель крупнейших интернет-корпораций базируется на сборе информации о пользователях и продаже её маркетологам.
Google сохраняет каждый ваш поисковый запрос, он знает ваши файлы, фотографии, переписку, а также расположение, которое всё время транслируется со смартфона под управлением Android (85 процентов всех устройств).
Facebook, в свою очередь, располагает сетью контактов и прекрасно знает, какие сообщения вызывают эмоции или какой пост побуждает нас начать взаимодействие.
Новый уровень вмешательства в личную жизнь связан с различными цифровыми помощниками, такими как Google Home или Amazon Alexa, которые всё время прослушивают происходящее в помещении.
Полученные личные данные анализируют сложные алгоритмы для создания точного профиля каждого из 2 миллиардов пользователей этих сервисов. В результате корпорации знают о нас больше, чем семья, имеют при этом надежные средства хранения, таким образом, эффективно аккумулируют информацию.
К сожалению, любая попытка защиты конфиденциальности путём ограничения использования Facebook или замены поисковой системы другой службой является значительной проблемой, а в некоторых случаях равняется цифровому исключению. Из-за этого борьба с корпоративной слежкой намного сложнее, чем борьбы против слежки со стороны спецслужб.
Угрозы для конфиденциальности вытекают не только из того факта, что о нас знают поставщики веб-услуг. Гораздо хуже, если данные попадут в чужие руки. Опыт показывает, что нет никаких компьютерных систем, которые невозможно взломать. Жертвой становятся даже крупные компании, такие как Yahoo, которые признались в 2017 году стали жертвой атаки, организованной, скорее всего, по заказу одного из государств, и во время которой была похищена информация о 3 млрд аккаунтов.
Доминирование Facebook и Google
Интернет завоевал мир благодаря децентрализованной службе WWW. Сегодня более 70 процентов сетевого трафика получают два сервиса: Google и Facebook, которые де-факто контролируют циркуляцию информации. Обе экосистемы уже даже не являются частью WWW.
Учитывая, что обе компании располагают собственной сетью связи, интернет для них стал только посредником в доступе к их собственной платформе, которая не является часть всемирной паутины, например, с точки зрения используемых протоколов (например, HTTP, DNS).
Например, данные на Facebook не являются общедоступными, в связи с этим другие сервисы, такие как поисковые системы или агрегаторы контента, могут получить только некоторые элементы, например, имя профиля. Ресурсы с Facebook не получиться добавить на свой блог или веб-сайте, потому что он не поддерживает стандартные URL-адреса. В случае с Google, политика менее строгая, например, видео с YouTube или фотографиями из Google Photos Вы можете поделиться в открытой сети, но так ли это будет в будущем, зависит только от политики компании.
Из-за широкого охвата аудитории, обе корпорации почти монополизировали рекламный рынок в глобальном масштабе, поглотив большую часть маркетинговых бюджетов. Это, в свою очередь, ослабляет не только традиционные СМИ, которые лишены источников дохода, а также каналы распространения контента (люди ищут новости на Facebook), но также наносит вред независимым сайтам.
Во многих странах бренды крупных корпораций стали синонимами интернета – до 65 процентов нигерийцев и 58 процентов жителей Индии считают, что Facebook – это есть интернет. Тенденцию укрепляют рекламные планы по мобилизации, такие как Facebook Zero, которые предлагают бесплатный доступ к социальной сети.
Если тенденция монополизации сохранится, свободный и открытый интернет станет игрушкой для группы технологических энтузиастов.
Угроза искусственного интеллекта – уже не фантастика
Возможно, самой большой проблемой для цифрового мира будет развитие искусственного интеллекта. Это в настоящее время наиболее интенсивно развивающая технология в мире.
По данным Bank of America вложения в исследования по развитию автоматических алгоритмов составят до 70 млрд долларов в 2020 году.
Эффекты развития уже видны. Искусственный интеллект, разработанный компанией DeepMind, был подключен к сервису Переводчик Google, что значительно улучшило качество работы в случае сложных языков, таких как русский.
В эффективности технологии можно убедиться, хотя бы просмотрев свою коллекцию в сервисе Google Photos. После ввода названия темы или имени человека искусственный интеллект найдет правильные фотографии, несмотря на то, что они не были ранее помечены.
К сожалению, алгоритм учится эффективно только в том случае, когда данные, которые ему дают, являются правильными. Попытка обучения искусственного разума на контенте из сети закончилась эффектным фиаско. Chatbot Тай от Microsoft после нескольких часов начал «испытывать ненависть» и стал поклонником Гитлера. Подобные проблемы могут возникнуть, когда ошибку совершит ИИ предназначенный для медицинской диагностики: последствием такой ошибки может быть летальной исход для пациента.
Даже если апокалиптические прогнозы Илона Маска о роботах, которые подавят интеллектом своих создателей, а затем их истребляют, не сбудутся, это вызов со стороны искусственного интеллекта может привести к тому, что большинство людей на планете будет под угрозой потери работы в пользу машины, которая будет эффективнее и дешевле.