Могу ли я использовать фотографию в социальных сетях – как действуют авторские права

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-03-02

Хорошо известно, что изображения привлекают внимание в социальных сетях. В целом сообщения с визуальными элементами получают больше просмотров, лайков и репостов, чем сообщения без них.

Но, поиск изображений для социальных сетей не всегда прост. Юридические слова, содержащиеся в политике авторских прав на изображения, могут быть устрашающими. От лицензий на некоммерческое использование с указанием авторства и без производных работ до «добросовестного использования» – в соглашениях очень много сложных формулировок.

Вместе с тем, на карту поставлено многое. Нарушение авторских прав может привести к судебному преследованию вашей компании с крупными штрафами, а фраза «я ничего не знал(а)» не может служить веской защитой. Особенно, если изображение используется для маркетинга в социальных сетях.

Но, если вы знаете правила, им легко следовать. Кроме того, существует несколько сайтов с фотографиями, на которых можно легко найти бесплатные фотографии для социальных сетей.

Девушка задумалась о влиянии авторских прав на используемые изображения

Мы решили разобраться во всех вопросах об авторских правах на изображения.

Что такое авторское право на изображение

Говоря просто, авторское право на изображение – это право собственности на изображение. Это форма правовой защиты, которая автоматически предоставляется создателю, как только изображение было сфотографировано, сохранено или нарисовано. Фотографии, цифровое искусство, карты, диаграммы и картины – всё это честная игра.

Законы об авторских правах на изображения различаются в зависимости от страны. 177 стран, включая Россию, являются участниками Бернской конвенции, которая устанавливает базовые стандарты авторского права.

Согласно договору (а также федеральным законам России об авторских правах) владелец авторских прав имеет исключительные права на:

  • Воспроизведение работы
  • Создание производных от работы
  • Публичный показ работы
  • Распространение работы среди общественности

Звучит просто, но иногда это может сбивать с толку.

Вот вам пример. Усыпанное звездами селфи, сделанное на телефон Эллен ДеДженерес во время церемонии вручения премии Оскар в 2014 году?

Фотография звёздных личностей от Эллен ДеДженерес

Формально владельцем авторских прав на это изображение является Брэдли Купер. Почему? Хотя он использовал телефон ДеДженерес, именно он сделал фотографию.

Это означает, что по закону ДеДженерес должна была спросить у Купера разрешения на публикацию фотографии. Этот пример популярен среди юристов по интеллектуальной собственности, которые используют его, чтобы показать, что сила действия авторских прав не всегда так очевидна, как кажется.

Если это не ваше изображение, узнайте, кто его создал, и попросите разрешения на его использование.

Остались вопросы? Ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами Всемирной организации интеллектуальной собственности .

Что такое добросовестное использование?

Добросовестное использование является исключением из правил, когда речь идёт об авторском праве. Это относится к конкретным случаям, когда произведения, охраняемые авторским правом, могут использоваться без разрешения.

Общие контексты добросовестного использования включают критику, новостные сообщения, обучение или исследования. В этих случаях работа, защищенная авторским правом, обычно используется в качестве справочного материала и «приносит пользу обществу».

Добросовестное использование редко применимо к маркетингу в социальных сетях. Фактически, случаи добросовестного использования определяют на основе следующих четырёх факторов:

  • Для коммерческого, некоммерческого или образовательного использования?
  • Является ли работа, защищенная авторским правом, творческой или основанной на фактах?
  • Сколько работы воспроизводится?
  • Как использование влияет на потенциальный рынок оригинальной работы?

Именно такие вопросы задавали в деле Грэма против Принса. В 2017 году фотограф Дональд Грэм подал в суд на Ричарда Принса после того, как он распечатал скриншоты постов Грэма и других постов в Instagram на холстах и разместил их в галерее.

Спорное изображение в деле Грэма против Принса

Принс утверждал, что его искусство подпадало под исключения «добросовестного использования». Но, судья постановил обратное, отметив, что работа «не содержит существенных изменений» и была сделана в коммерческих целях.

Маловероятно, что изображения, используемые для маркетинга в социальных сетях без разрешения автора, будут соответствовать критериям добросовестного использования. Помните, если вы рискнёте, вы можете понести ответственность за нарушение авторских прав.

Что такое Creative Commons?

Creative Commons – это набор лицензий, которые превращают «все права защищены» в «некоторые права защищены». Другими словами, эти лицензии позволяют создателям разрешать другим людям использовать их работы. Некоторые сайты используют эти разрешения, включая Wikipedia, YouTube, TED и Flickr.

Лицензии «Некоторые права защищены» не дают кому-либо карт-бланш на использование контента, как они хотят. Существуют разные типы лицензий Creative Commons, которые определяют, как можно использовать изображение:

  • Некоммерческое использование с указанием авторства – не производные произведения (CC BY-NC-ND): эта лицензия означает, что кто-то может использовать произведение, но не может его изменять, и не может зарабатывать деньги, используя его.
  • Атрибуция без производных работ (CC BY-ND): произведение с этой лицензией не может быть изменено, но может использоваться в коммерческих целях.
  • Некоммерческое использование с указанием авторства (CC BY-NC): работы могут быть изменены, но их нельзя использовать в коммерческих целях.
  • Атрибуция (CC BY): разрешены изменения и коммерческое использование.
  • Некоммерческое использование с указанием авторства (CC BY-NC-SA): работы могут быть изменены, но с указанными ограничениями. Не использовать в контексте продаж.
  • Совместное использование с атрибуцией (CC BY-SA): работа может быть изменена в пределах ограничений и использована в коммерческих целях.
  • Общественное достояние: если создатель отказался от всех прав или срок действия авторских прав истек, произведение переходит в общественное достояние. В Creative Commons это часто обозначается как CC0 1.0 Universal (CC0 1.0).

Самые безопасные варианты – особенно если вы собираетесь использовать изображения для маркетинга в социальных сетях – это лицензии только с указанием авторства и универсальные лицензии CC0 1.0 (CC0 1.0) в общественном достоянии. Помните, что любая лицензия, содержащая слово «авторство», означает, что вы должны отдать должное создателю.

Всё ещё не уверены, какую лицензию использовать? Попробуйте этот инструмент выбора лицензии.

Как узнать, можно ли использовать изображение в социальных сетях

Когда дело касается авторских прав на изображения, социальные сети могут показаться серой зоной, но это не так.

Применяются те же правила. Если вы хотите использовать изображение, которое не принадлежит вам, вы должны получить разрешение на его использование – будь то через лицензию или напрямую от создателя. Если вы запрашиваете разрешение, и оно предоставлено, держите запись под рукой для использования в будущем.

Когда кто-то публикует изображение в общедоступном аккаунте, это не делает его достоянием общественности. Автору по-прежнему принадлежат авторские права. Но, есть несколько уникальных способов распространения авторских прав в социальных сетях.

Обмен фотографиями

Если совместное использование разрешено на платформе, обычно можно обмениваться изображениями внутри платформы. Ретвиты, повторные публикации, репины или публикации в сторис Instagram автоматически указывают на автора. Кроме того, эти действия возможны только в том случае, если кто-то включил эти разрешения для своей учетной записи.

Повторная публикация фотографий в ленте

Многие бренды репостят пользовательский контент на таких сайтах, как Instagram. Но, поскольку там нет встроенной функции, позволяющей делать репост, необходимо запрашивать разрешение.

У брендов популярно побуждать людей публиковать свои фотографии с помощью фирменного хэштега, чтобы иметь возможность быть размещенными в ленте компании. Хэштег продвигает ваш бренд и упрощает поиск пользовательского контента, но он не считается разрешением.

Перед публикацией фотографии – с хэштегом или без – отправьте сообщение или комментарий, чтобы убедиться, что автор находится на борту.

Где найти бесплатные и легальные изображения

Вот несколько фотобиблиотек и архивов, которые предлагают бесплатные и легальные изображения.

Расширенный поиск картинок Google и Яндекса

Поисковая система – хорошее место для начала поиска изображений, поскольку результаты будут включать фотографии с Flickr и других сайтов стоковой фотографии.

Для начала перейдите в Расширенный поиск изображений. Введите ключевые слова и укажите размер, соотношение и другие детали по своему желанию.

В конце формы выберите применимые права использования. Для маркетинга в социальных сетях это либо «бесплатное использование или распространение, даже в коммерческих целях», либо «бесплатное использование, совместное использование или изменение, даже в коммерческих целях».

Найдя понравившееся изображение, перейдите на страницу, чтобы дважды проверить лицензию.

Сайты с бесплатными стоковыми фотографиями

В Сети доступно несколько бесплатных веб-сайтов с фотографиями. Некоторые сайты, такие как Gratisography и Jay Mantri, предлагают широкий спектр работ, снятых профессиональными фотографами. Другие, такие как FoodiesFeed или NewOldStock, предлагают нишевые снимки еды и возвратов.

Прочтите мелкий шрифт, прежде чем использовать фотографии из стандартной библиотеки. Хотя многие из них бесплатны и доступны для использования, у некоторых могут быть разные лицензии.

Портал поиска Creative Commons

Creative Commons предлагает портал поиска изображений, который позволяет фильтровать по лицензии. Обязательно установите флажок, указывающий, что вы ищете что-то, что можно использовать в коммерческих целях. Если вы планируете изменить изображение путем обрезки, добавления текста или фильтров, также установите флажок «Изменение и адаптация».

Flickr

Как фотохостинг для профессиональных фотографов и любителей, Flickr – ещё одна хорошая база данных. После того, как вы ввели поисковый запрос, нажмите Любая лицензия. Оттуда выберите «коммерческое использование разрешено», «коммерческое использование и модификации разрешены» или «без известных ограничений авторского права».


5.0/1