Назад » » 2018 » Октябрь » 11

На самом деле Google только «накачивает наше эго»

Когда Вы не знаете, сколько будет 12×7, что такое перовскит или как приготовить спаржу, то просто открываете окно браузера, вводите вопрос... и вуаля! Через некоторое время вы получаете точные ответы без необходимости напрягать память, заниматься кропотливыми вычислениями или звонить другу. Google и другие подобные интернет-механизмы делают практически все знания, даже самые специализированные, доступными в мгновение ока.

Неудивительно, что мы кажемся себе умнее, чем есть на самом деле, когда ищем что-то в интернете. Более того, иллюзия всеведения появляется даже тогда, когда поиск не дает положительных результатов – это доказывают эксперименты, проведенные исследователями Йельского университета.

«Интернет – необычное место. Вы можете задать любой вопрос, и почти сразу получите доступ ко всем человеческим знаниям. Однако, Вы легко можете спутать то, что знаете сами, с тем, что находится в интернете », – говорит Мэтью Фишер, руководитель группы, которая проводила исследование.

По его словам, люди совершенно не знают, в какой степени они пристрастились к информации, поступающей из широкого потока поисковых систем.

Как интернет влияет на разум человека

Ищите, и найдёте

В серии из девяти экспериментов, в которых приняли участие более тысячи человек, что действительно много по стандартам этого типа исследований, эксперты Йельского университета проверили, как доступ к поисковым системам влияет на самооценку знаний участников.

В одном из экспериментов группа должна была найти ответ на один из четырех вопросов в интернете, например, «Как работает молния?» и предоставить ссылку с лучшим ответом по их мнению. Контрольная группа (без поиска в интернете) получила объяснение тех же загадок со страницы, на которую чаще всего ссылаются «интернет-пользователи». Затем все участники эксперимента должны были оценить их способность отвечать на вопросы, не связанные с предыдущими темами, например: «Почему облачные ночи теплее?». Оказалось, что люди, которые использовали поисковые системы, в каждом из случаев оценивали себя, как лучше информированные и больше знающие, чем люди, которые с интернетом не имели дело.

Интересно, что в другом эксперименте представители группы «интернет» чувствовали себя более уверенно хотя даже при использовании поисковой системы не могли найти ответы на очень сложные вопросы, заданные исследователями.

«Влияние пребывания в режиме поиска на когнитивные функции настолько мощно, что люди чувствуют себя умнее, даже когда их поиск ничего не даёт», – говорит соавтор исследования проф. Фрэнк Кейл из Йельского университета. Более того, они убеждены, что использование Google означает, что у них больше знаний в их головах»

Исследование Йельского университета показывает, насколько мы связаны с поисковыми системами и интернетом в целом.

«Мы полностью освоили эти инструменты, мы рассматриваем их как свою собственную особенность. Если у нас есть доступ к поисковым системам, это означает, что мы знаем всё», – говорит исследователь из России.

Групповой ум

Почему использование Google дает нам ощущение интеллектуального превосходства? Команда из Йельского университета утверждает, что люди рассматривают его как вариацию так называемого транзакционной памяти. Этот термин был придуман в 1987 году американским психологом профессором Даниэлем М.Вегнером, который исследовал проблему «группового разума» и способы хранения информации определенной группой лиц.

Транзакционная память состоит в распределении экспертных знаний по различным темам среди членов данного сообщества. Таким образом, один из знает, где найти пищу, другой – как её приготовить, а третий – какое вино подать. Звучит знакомо? Так работают семьи и друзья. Основные вопросы, которые задают себе индивидуумы, работающие в такой группе: «Что я знаю?», «Что кто-то знает?».

Однако, интернет работает иначе, чем традиционные сети транзакций. Во-первых, человеку не нужно ничего помнить или иметь определенную часть экспертных знаний, необходимых для функционирования группы. Он не будет задавать никаких вопросов, связанных с какой-либо информацией, потому что он имеет доступ ко всем возможным ответам. Поэтому пользователь поисковой системы чувствует себя освобожденным от ответственности за знание чего-либо.

Это подтверждается исследованием команды из Колумбийского университета, которое показало, что люди обычно быстро забывают информацию, которую могут легко найти в интернете. Обычно они лучше помнят место, где нашли данные, чем сами данные.

Во-вторых, благодаря Google вы можете найти любую информацию, – зачем спрашивать других или сотрудничать с людьми.

Накаченное эго пользователя

Однако, самая большая угроза, связанная с использованием поисковых систем, на которую указывают исследователи из Йельского университета, – это размывание границы между тем, что действительно находится в сознании пользователя, и тем, что находится в интернете. Человек приобретает чувство всезнания, уверенность в разговоре по каждой теме, непонимание пределов собственной компетенции.

«Повышение самооценки должно идти рука об руку с навыками и реальными знаниями. Без них это опасно»

Хорошим примером ненадлежащего «накачивания эго» являются «утвердительные» программы, запущенные в 1970-х годах в Соединенных Штатах. Их целью было повышение самооценки при обучении детей.

«Она на самом деле выросла, но это не привело к увеличению навыков, потому что это совершенно другой, в основном когнитивный аспект человеческого функционирования. Эффектом этого несоответствия были, среди прочего, более частые депрессии», – говорит доктор Крейц.

Возможно, подобное явление можно наблюдать и среди молодых людей, обычно называемых цифровыми аборигенами, то есть людей, которые родились и выросли в эпоху интернета. Существует много признаков того, что постоянный доступ к поисковой системе иногда дает им ложное чувство знания и формирует пустую самооценку – не основанную на реальных навыках.

«И затем они идут на работу, и оказывается, что оценка собственных компетенций не соответствует реальным навыкам. Поэтому они либо быстро учатся, либо уходят»

Доказательством, подтверждающим тезис о том, что серфинг в интернете дает ложное чувство знания, также являются исследования, проведенные несколько лет назад. Они касались влияния интернета и других источников знаний на оценки, полученные учащимися.

Незадолго до экзаменационной сессии ученый спросил респондентов, что является основой их обучения: контент, доступный в интернете, учебники и, возможно, дополнительные материалы, доступные в университетской библиотеке. Интересно, что чем больше студент использовал интернет-источники, тем выше оценку он ожидал получить.

«После экзаменационной сессии я спросил у деканата о реальных оценках этих учеников. И оказалось, что те, кто просматривал интернет, были совсем не лучшими»

Логика Google

Интересно, что многие исследования также показывают, что молодые люди не справляются с задачей фильтрации ненужного контентка. Несомненно, это связано с спешкой. Из доклада Британской библиотеки, к которому обратился американский психиатр, проф. Элиас Абуджауд в книге «Виртуальная личность нашего времени», следует, что поиск данных британскими студентами «носит характер прыжков и обзоров (...)». Они проводят четыре минуты, читая найденную электронную книгу, и продолжают искать дальше.

Но не только нехватка времени мешает выбору информации. Молодые люди просто не могут использовать все возможности, предлагаемые онлайн-поисковыми системами. Об этом свидетельствуют наблюдения и интервью, проведенные в рамках проекта «Этнографические исследования академической библиотеки в Иллинойсе».

Исследователи проверили, как учащиеся разных университетов работают с поиском. Оказалось, что они понятия не имели, какая логика стоит за процессом поиска Google и отображением результатов в определенном порядке. Они также не могли сузить ссылки, которые они получили, используя такие простые инструменты, как переход в раздел «Новости», не говоря уже о немного более продвинутых механизмах, таких как Google Scholar или Google Search Books.

«Мы были удивлены, что у них не было основных навыков поиска, которые, как мы предполагали, они должны были получить ещё в школе», – прокомментировал результаты своего исследования проф. Эндрю Эшер из Университета Бакнелла.

Таким образом, правда оказалась болезненной: возможно, современные студенты знают язык информационной эпохи, но они, несомненно, не имеют представления о его грамматике.

Новый тип интеллекта

Несмотря на то, что современный человек не умеет в полной мере пользоваться поисковыми системами, он свято доверяет полученной информации. Вместо того, чтобы помнить, сколько 7 раз по 12, мы обращаемся к поисковой системе.

Как это повлияет на будущие поколения? По словам Сьюзен Блэкмор, психолога из Университета Западной Англии, это радикально изменит модель образования, которая до недавнего времени заключалась в том, чтобы вводить конкретные знания в умы детей. Теперь вам просто нужно научиться ориентироваться в электронном мире. Возможно, последствием изменений в системе образования станет формирование совершенно новых, ненаблюдаемых нервных связей в мозге.

В свою очередь, по словам Адриана Ф.Уорда из Университета Колорадо, включение интернет-ресурсов в транзакционную память может дать два результата. В первом случае люди полностью потеряются, они не смогут отличить то, что они имеют в виду, от того, что находится в сети. Поэтому они перестанут запоминать какие-либо данные, и, в конечном итоге, будут избегать информации.

Люди ищут знания, когда хотят уменьшить неопределенность происходящего с ними или из чистого любопытства. Когда они убеждены, что они всё знают – эти потребности исчезают.

Возможно, однако, что перегрузка информацией из сети будет действовать на пользователей как супер стимулятор для решения повседневных проблем: гораздо эффективнее, чем раньше. Поэтому Вард утверждает, что широкое распространение всех знаний о мире приведет к появлению нового вида человеческого интеллекта, основанного не на запоминании информации, а на способности находить её во внешних источниках и обрабатывать в соответствии с врожденными умственными особенностями.

«В этом случае я был бы оптимистом. Две с половиной тысячи лет назад Платон утверждал, что изобретение письма приведёт цивилизацию к краху, потому что когда всё будет записано, люди забудут о том, что есть в книгах. Однако этого не произошло. Надеюсь, что также произойдёт с поисковыми системами»

10 способов эффективного поиска информации

  1. Больше слов – лучше совпадение. Вместо одного или двух ключевых слов стоит добавить больше.
  2. Иногда стоит задать вопрос. Вместо того, чтобы писать слова «головная боль, медикаменты», лучшим решением является вопрос «что такое головная боль» или «что такое эффективный препарат головной боли?»
  3. Цитаты. Если мы не помним автора песни, стихотворения или высказывания, то стоит использовать цитаты, чтобы найти точную фразу.
  4. Основные фильтры. Чтобы сузить полученную информацию, стоит использовать фильтры, видимые чуть ниже окна для ввода запросов. Или воспользоваться функций расширенного поиска.
  5. Для учеников и студентов. Если вы ищете специальные знания для написания статьи или подготовки презентации, вы можете использовать опцию поиска «books.google.com» или «scholar.google.com». Первый дает вам возможность просматривать содержимое библиотеки google, второе – научные публикации, доступные в виде книг или статей или ссылок на сайты с научным контентом.
  6. Минус имеет значение. Использование математического знака «−» позволяет устранить некоторые результаты. Например: «сирена −русалка», даст нам результаты, отличные от русалки, популярной много лет назад.
  7. Конкретные данные на определенной странице. С помощью Google вы можете искать отдельные веб-сайты. Например, запрос «что-то site:webznam.ru» даст Вам информацию о чём-то на нашем сайте.
  8. Определения. Иногда нас интересует значение конкретного термина. Стоит использовать опцию поиска определения, например «define:перовскит». Мы получим только те сайты, на которых появляется информация о том, что такое «перовскит».
  9. Забудьте об калькуляторе. Google Search позволяет нам считать даже самые сложные вещи. Просто введите в окно математические операции, которые мы хотим выполнить, например «12/5». Через некоторое время мы получим результат «2,4».
  10. Дальше может быть интереснее. Стоит посмотреть больше, чем первые две страницы результатов. Алгоритмы Google подстраивают порядок отображаемых ссылок в соответствии с просмотренными нами раньше страницами. Это означает, что, если мы являемся поклонниками футбольного клуба «Барселона», и часто ищем информацию о матчах, мы будем получать информацию о спорте в первую очередь, даже когда введём в окно «Барселона достопримечательности».


avatar