Чипирование людей – это уже не фантазия о будущем, а технология настоящего. Какие возможности даст нам биочиповая технология? Какие риски вживления чипов? С какими проблемами столкнуться носители микрочипов? И, наконец, – откуда у нас страх перед подкожными имплантатами? Надеюсь ответить на эти и многие другие вопросы в тексте ниже.
Готовясь написать этот текст, я много раз подвергал свое психическое здоровье опасности. Поиск ценных источников по теме, в которой преобладают теории заговора, было похоже на погружение в выгребную яму в поисках алмаза. Фильмы с жёлтыми субтитрами, модернизированная «вакцина», бесконечные упоминания покойного Оруэлла, рассказы о Билле Гейтсе, способном выключать человеческие организмы, как ночники... это лишь некоторые из наиболее частых сюжетов и образов.
Да, нетрудно увидеть угрозы, которые несёт популяризация технологии имплантации RFID-чипов. В то время, когда данные являются наиболее ценной валютой – чем более конфиденциальные, тем более ценной – сама концепция устройств, устанавливаемых «под кожу» для сбора, обработки, передачи данных, может вызывать обоснованные опасения.
Однако стоит помнить, что, как в этом, так и во многих других случаях, наибольшую угрозу представляют не технологии, а намерения, которые движут её развитием и направляют её применение.
RFID-чипы сами по себе ничего плохого не представляют. Однако, им удалось породить такой толстый слой мифов, подозрений и даже религиозной оппозиции, что сегодня чрезвычайно трудно говорить о них без эмоциональной нагрузки, независимо от того, на чьей ты стороне.
Давайте попробуем!
Что такое имплантируемый микрочип
По сути, это любое электронное устройство, которое можно имплантировать подкожно. Биочипы сконструированы таким образом, что они не вступают в реакцию с организмом и в то же время не ломаются во время использования. Для этого используются специальные корпуса из полипропиленового полимера, окружающие сам механизм.
Их задача – прежде всего, идентификация; Биочип хранит или кодирует информацию, которую можно прочитать при необходимости – с использованием соответствующего оборудования.
Принцип практически такой же, как и для штрих-кодов товаров в магазинах. При оформлении нашей покупки кассирам не нужно вручную вводить код каждого товара. Всё, что им нужно сделать, это отсканировать штрих-код специальным сканером, и товар будет автоматически идентифицирован системой.
То же самое и с биочипами.
Поскольку на них можно сохранять различные типы данных, количество потенциальных приложений действительно велико. Представьте, как можно одним касанием пальца произвести оплату в магазине, подтвердить свою личность во время визита в офис, завести машину или открыть замок на двери современной квартиры.
Однако, есть более совершенные биочипы. Те, которые не только хранят данные, но и собирают их и отправляют в системы, которые могут их анализировать и интерпретировать. Это открывает совершенно новые возможности, особенно в области медицины. И хотя это похоже на будущее из литературы о киберпанке, революция в области медицинских микрочипов уже происходит.
В мае 2021 года ученым из Колумбийского университета удалось создать самый маленький в мире микрочип. Когда мы говорим о самом маленьком, мы имеем в виду размер пылевого клеща, за которым можно наблюдать только в микроскоп.
Чип способен собирать данные о температуре тела, давлении и уровне глюкозы в крови. Устройство «питается» от ультразвука и может подключаться к соответствующему устройству по беспроводной сети.
Итак, представим себе, что с одним или несколькими усовершенствованными микрочипами параметры нашего организма постоянно находятся под контролем. Если что-то не так, мы получаем уведомление на смартфон или умные часы. Кому-то это может показаться тревожным, но нужно помнить об одном очень важном факте.
Успешное лечение некоторых заболеваний зависит от достаточно ранней диагностики. В случае некоторых из заболеваний организм не проявляет каких-либо заметных симптомов, которые побудили бы нас обратиться к врачу, или он делает это только тогда, когда болезнь уже запущена. Постоянный мониторинг того, что происходит с нашим телом, даст нам больше времени для реакции.
Теперь это звучит немного лучше, не так ли?
Как сегодня работают биочипы
Несколько лет назад аргентинский футбольный клуб «Атлетико Тигре» выступил с инициативой по имплантации подкожных имплантатов своим болельщикам. Задача заключалась в том, чтобы улучшить процесс входа на стадион, ведь нужно было только приложить руку к сканеру. Конечно, клубный маркетинг использовал это для создания эмоционального повествования об укреплении отношений между клубом и болельщиками.
Другой пример: в августе 2017 года добровольцы из Three Square Market, компании по продаже торговых автоматов в Висконсине, посетили местного татуировщика, который «воткнул» им имплант размером с рисовое зерно между большим и указательным пальцами. На это согласились 41 сотрудник. Поощрением были... футболки с надписью «I Got Chipped», а также возможность покупки закусок в торговых автоматах компании одним движением руки.
Всё мероприятие было организовано руководством компании. И хотя вначале они добились невероятных маркетинговых успехов, поскольку СМИ всего мира заговорили о Three Square Market, ситуация быстро обернулась для компании в невыгодную сторону. Противники чипирования людей вышли на первый план, призывая к бойкоту TSM, призывая сотрудников уволиться и заваливая визитную карточку компании Google однозвездочными рейтингами. Интересно, что они были не одиноки. Христианские сообщества начали бойкотировать Three Square Market.
В книге Апокалипсиса говорится о зверином «знаке», который все люди, независимо от их происхождения, социального и материального положения, должны получить «на правую руку или на лоб». Без этой черты никто не сможет ничего «купить или продать». Христианские активисты быстро увидели в этом аналогию с биочипами для бесконтактных платежей. Этого было достаточно, чтобы увидеть лицо самого Антихриста на Three Square Market.
Мало кто знал, что «клеймо зверя» исходит не из центра всех кинематографических апокалипсисов, которым, несомненно, являются Соединенные Штаты, а из Европы. В частности, из Швеции, потому что именно там они были разработаны и созданы татуировщиком Йованом Остерлундом и его компанией Biohax. Как и положено «порядочному дьяволу», самому Остерлунду имплантировали микрочип, который он начал использовать за 7 лет до того, как начался экспорт в США.
Имплантаты Остерлунда были задуманы как реализация идеи интеграции биологии с технологиями. На практике они позволяли, например, оплатить билет в спортзал, билет на поезд или автобус или облегчить доступ «перевозчику», например, к месту его работы.
Интересно, что Швеция становится одним из мировых лидеров в области разработки микрочиповых технологий. Друг Остерлунда – некий Ханнес Сьёблад, у которого также есть собственный стартап, занимающийся подкожными имплантатами.
Оба джентльмена вдохновлялись достижениями друга друга много лет; они были активны в местных трансгуманистических кругах, организовывая встречи, на которых они демонстрировали возможности микрочипов и представляли видения будущего «киборгов», то есть людей-роботов, которые решили симбиотизировать свои организмы с техническими достижениями.
Сегодня Biohax Остерлунда фокусируется на том, чтобы облегчить нашу повседневную деятельность с помощью биочипов. Сьёблад, с другой стороны, вместе со своей компанией Dsruptive занялся созданием имплантатов, отвечающих за мониторинг состояния здоровья. По словам Шведа, подкожные имплантаты позволят собирать более точные данные, чем, например, браслеты или умные часы – измеряя, например, частоту сердечных сокращений, качество сна или уровень сахара в крови. Это было бы большим прорывом для людей с диабетом, гипертонией и другими заболеваниями, а также для тех, кто хотел бы улучшить своё здоровье.
Проблемы, стоящие перед технологией имплантации чипов
Ахмед Банафа, профессор-преподаватель из Калифорнийского государственного университета в Сан-Хосе, эксперт в области Интернета вещей, кибербезопасности и искусственного интеллекта, определила три величайших проблемы, с которыми сталкивается человечество перед лицом широкомасштабной адаптации технологии микрочипов.
Чтобы микрочипы стали «мейнстримом», они, как и любая технологическая новинка, должны столкнуться с тремя проблемами: технологическими, деловыми и социальными (в том числе с точки зрения законов и правил).
Человеческий чип и технологии
В типичной системе Интернета вещей, состоящей из датчиков, сетей, облака и приложений, микрочип считается первым компонентом, то есть датчиком. И с этим трудно как-то спорить. По мере развития технологий объём функций и возможностей будет увеличиваться.
Естественный путь развития медицинских микрочипов – это не только наблюдение за состоянием здоровья, но и выполнение простых процедур внутри нашего тела.
Чип, как датчик, является самым слабым звеном в цепочке Интернета вещей, когда речь идёт о безопасности. Уже сегодня хакеры взламывают системы «Умного дома» с помощью... умных лампочек. Почему бы им не сделать это с биочипами, слишком маленькими для расширенных функций безопасности?
Тогда такие термины, как «взлом тела» и биохакинг, могут проскользнуть из области фантастики в реальность. С другой стороны, это, безусловно, отрицательно скажется на интересе к технологии потенциальных пользователей. Будет трудно убедить людей «применять» устройства с прорехами в безопасности, настолько опасными, что они могут поставить под угрозу их здоровье или жизнь.
Деловая сторона биочипов
На уровне бизнеса биочипы впечатляют. И это уже сегодня, когда в макромасштабе они всё ещё скорее «мелодия будущего». Возможности использования биочипов в бизнесе огромны. Достаточно упомянуть бесконтактные платежи в банках, офисах, магазинах, аэропортах, больницах, ресторанах, аптеках и т.д.
Более того, многие предприятия и отрасли частного и государственного секторов могут рассматривать разработку биочипов как потенциальный бум.
Биочипы потребуют регулирования и доверия общества
Этот вызов можно разделить на два пути.
Первые – это правительственные постановления. Вы должны помнить, что чем более совершенными будут биочипы, тем больше личных данных будет собираться, обрабатываться и отправляться. Под «личным» мы подразумеваем нечто гораздо большее, чем ваша история в веб-браузере или файлы, хранящиеся в облаке.
Подкожные чипы с самого начала должны быть встроены в строго определенные правовые рамки. Сами по себе они создают огромное поле для всех видов злоупотреблений, поэтому потенциальные правила, которые будут регулировать их использование, будут иметь чрезвычайно ограничительную форму.
Второй путь – это доверие потребителей. Оно основано на трёх столпах – SSP (англ. Safety, Security, Privacy), т.е. уверенности, безопасности и конфиденциальности. Однако, всё сводится к тому, будем ли мы чувствовать себя в достаточной безопасности при использовании чипов.
Безопасность использования подкожных чипов имеет несколько аспектов. Первый – это страх причинить нам физический вред. Инородное тело в нашем организме всегда представляет собой риск, и это необходимо иметь в виду. Кроме того, существует проблема коррозии отдельных частей микросхемы, что также может быть вредным для человека.
Проблемы безопасности также включают риск, связанный, например, с кражей личных данных, угрозами свободе и автономии человека. Это, без сомнения, самая большая проблема, стоящая перед людьми, отвещающими за развитие биочипов.
Без надёжных мер безопасности и конфиденциальности и, прежде всего, без убедительных доказательств их существования, будет трудно удалить из коллективного сознания антиутопические образы авторитарного работодателя, дегуманизирующего и контролирующего рабочих, или правительств, которые удаленно контролируют своих граждан, как дронов.
Но, безопасность – это также уверенность в настоящем и будущем. Некоторое время назад в США и Европе было проведено исследование, которое показало, что почти две трети рабочих считают, что в 2035 году люди с имплантированными биочипами будут иметь несправедливое преимущество на рынке труда.
Добавим этому, например, усилия Илона Маска и его Neurolink, направленные на соединение человеческого мозга с компьютером, посмотрим фильм с обезьяной, играющей в понг своими мыслями, и вдруг некоторые из страхов противников подкожной имплантации кажутся менее далекими от реальности.
Опасения, даже если они иррациональны, неизбежны
Ханнес Сьёблад утверждает, что большая часть страха, вызванного биочипами, связана не с конфиденциальностью, а с иррациональным предубеждением против имплантатов. Его мнение разделяет Остерлунд, который добавляет, что чипы как таковые инертны, и на данный момент единственное отличие от платёжных карт, которые мы спокойно используем, заключается в том, что мы держим карты в руках, а чипы… внутри рук.
«Я думаю, это иронично, когда люди с iPhone и учетной записью Gmail заходят в Facebook, чтобы выкрикнуть лозунг о конфиденциальности только потому, что они боятся порезов», – прокомментировал Остерлунд.
Урс Гассер, исполнительный директор Гарвардского центра Интернета и общества Беркмана Кляйна, придерживается несколько иного мнения. По его словам, эмоциональная и психологическая реакция людей на новые технологии неизбежна. Особенно когда дело касается модификации собственного тела.
По словам Гассера, такие реакции нельзя сразу отвергать и клеймить как необоснованные предрассудки. Исследователь, в отличие от шведских биотехнологов, считает, что страх, вызванный биочипами, исходит не из самой технологии, а из контекста её использования для осуществления власти и создания неравных структур, например, на уровне работодателя и сотрудника.
Что вы думаете о биочипах и их будущем? Напишите своё мнение в комментариях.