Социальная дилемма социальных сетей – отрицание собственной коммерциализации

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2020-12-01

«Если вы получаете продукт бесплатно, значит вы сами являетесь продуктом», – говорит один из персонажей документального фильма Netflix. Вы платите своим временем, вниманием, конфиденциальностью и, в конечном итоге, своей свободой. Вы об этом знаете. И вы ничего не делаете с этим.

Как вы нашли этот текст? Вы искали именно этот обзор? Или, может быть, пролистали свой профиль в социальной сети и вас заинтересовал превью статьи? Или, может быть, Google предложил вам, что это может быть для интересно? Вы, наверное, не слишком часто думаете об этом, и это неудивительно.

Для этого есть специальные алгоритмы, которые знают вас намного лучше вас. Настолько, что они могут предсказать ваше поведение с высокой степенью вероятности. Не верите? Или предпочитаете даже не думать об этом?

В чём проблема социальных сетей

Может показаться, что нет ничего плохого в том, чтобы получать контент на свой вкус. Ведь благодаря этому мы экономим время. Нам не приходится видеть то, что нас не интересует, – основное блюдо нам подают сразу. Безупречный мир. Рай потребления.

Женщина указывает на человека, использующего значки уведомлений в социальной сети

Весь механизм работы алгоритмов построен таким образом, чтобы удерживать наше внимание как можно дольше. Для этого анализируются все возможные данные (я имею в виду ВСЕ) возможные данные –А на что мы нажимаем, как долго мы смотрим на картинку, смотрим ли мы рекомендуемые фильмы, реагируем ли на контент, опубликованный конкретными людьми, веб-сайтами и как это делается. Это лишь верхушка айсберга информации, которую веб-сайты, такие как Facebook, Google, Twitter, Instagram, собирают о нас и обрабатывают.

Таким образом, они могут точно предсказать, какой контент привлечет ваше внимание и удержит вас перед экраном.

И неважно, подросток вы, мужчина средних лет или профессор. Наш разум устроен одинаково и одинаков подвержен этим манипуляциям. После каждой «дозы контента», предоставляемой алгоритмом, наш мозг получает дофамин. Быстрое и легкое удовольствие, которое никогда не заканчивается. Ведь достаточно обновить страницу, чтобы получить совершенно новую порцию контента.

Только две отрасли называют своих клиентов потребителями – наркобизнес и Интернет. И в этом нет никакого преувеличения. Сюжет с хорошим контентом бесплатен только на вид.

Не все изменения хороши

Если бы это было «только» наше свободное время, посвященное просмотру смешных видео с кошками, мы могли бы это пережить. В конце концов, ничего плохого не случается и никто не страдает, верно?

Но, социальные сети имеют более темное лицо. Один из источников дофамина – это предоставление нам контента, который, как установили алгоритмы, мы ценим. Другой – поиск принятия.

Тот, кто никогда не считал сердечки под фото, сначала выйдите с Instagram. Кто не читал комментарии, не проверял лайки под своими постами в Facebook и репостами в Twitter? Разве не приятно, когда эти показатели высоки? И когда у нас получается так «хорошо», не возникает ли где-то в голове мысль, что это нужно повторить? Снова ощутите это приятное возбуждение. Укол дофамина. Так легко добраться, ведь всё под рукой.

К сожалению, наш разум не предназначен для поиска признания так часто и в таком широком круге людей. Человек способен поддерживать отношения примерно со 100-150 людьми. Между тем, публикуя что-то в социальных сетях, мы более или менее открываемся для всеобщего обозрения. Каждый из зрителей может высказать своё мнение о нас. Комментарий. Похвала. Смех. Оскорбление. Угроза. И эта легкость в вынесении суждений, чувство силы и свободы воли также вызывают привыкание.

Даже взрослому, зрелому человеку трудно справиться с таким широким спектром эмоций, не говоря уже о детях и подростках, для которых жизнь в сети так же естественна, как дыхание.

Они не знают другого мира, кроме того, в котором валютой, за которую покупают одобрение сверстников, являются лайки и сердечки, а исключить из группы так же просто, как щелкнуть кнопку в приложении.

А поскольку для молодого человека нет ничего хуже, чем чувство отвержения, непонимания и неприятия, это порождает настоящую драму.

Социальные сети – Вавилонская башня 2.0

Вы помните Вавилонскую башню? До Всемирного торгового центра это была, вероятно, самая известная башня в истории. Вавилонская башня должна была стать мостом между человеком и Богом. Объединившись в этом великом проекте, человечество пожертвовало своими интересами ради этой удивительной цели. Построить нечто большее, чем оно само.

Это закончилось болезненной катастрофой и распадом человечества на отдельные народы, которые больше не могли общаться друг с другом. А когда диалог был невозможен, оставалась только драка.

Миф? Легенда? Вымысел? Возможно, но сегодня у нас есть аналог. Это социальные сети. Идея, стоящая за ними, была такой же возвышенной и красивой. Нам предстояло стать лучше, мудрее, более открытыми для других, любопытными к миру, в постоянном контакте с нашими близкими и постоянно встречаться с новыми и интересными людьми.

Реальность такова, что нас всё более и более плотно окружает наш личный информационный пузырь, соответствующий нашим потребностям, вкусам, эмоциям, слабостям и антипатиям.

Все, что не вписывается в этот формат, последовательно выталкивается за пределы нашего сознания, за пределы нашего круга интересов или даже начинает вызывать нашу враждебность.

Мы становимся заложниками собственной точки зрения, и становится всё труднее допустить, что кто-то может думать иначе. Чаще всего мы сразу приходит к выводу: «Как все эти люди могут быть такими глупыми, такими наивными?».

Звучит знакомо? Это не только характеристика нашей российской реальности, но и всего мира, который становится всё более и более поляризованным. Алгоритм, обслуживающий контент, считает контент, вызывающий большие эмоции, более прибыльным. Это приводит к большему вниманию и приверженности, а значит, к увеличению шансов на монетизацию.

Вам всё ещё недостаточно? Поисковая система Google предложит разные вопросы и разные ответы – в зависимости от того, где и когда мы вводим наш запрос и какова была наша история поиска.

Правда надоедает, и исследования показывают, что фейковые новости распространяются в 6 раз быстрее. Если мы не можем отличить фейковые новости от правды, что это такое? Это «проекция Матрицы», которая становится нашей реальностью.

Где найти спасение?

Фильм «Социальная дилемма» от Netflix пытается ответить на этот вопрос. Но, хотя у него неплохо получается задавать вопросы, ответы кажутся немного наивными. Фильм, который длится полтора часа, заканчивает столь невыносимым пафосом, что зубы начинают скрежетать. Как будто создатели решили, что после ослепляющего страха в течение нескольких десятков минут стоит закончить на оптимистической ноте.

Поэтому из уст ключевых (бывших) сотрудников Google, Facebook, Pinterest, Twitter, Instagram мы слышим мнения о том, что технологии не так уж плохи, что существует множество решений, которые изменили мир к лучшему – например, мы можем заказать такси, которое мгновенно приедет и заберет нас где угодно.

Из фильма мы также узнаем, что никто не мог предположить, что всё так будет развиваться, и что каждый создатель имел положительную идею. В любом случае, мы должны отказаться от этих веб-сайтов, закрыть наши учетные записи или, по крайней мере, реже туда заходить, и не выбирать контент, который они предлагают.

Согласен, только это напоминает мне ситуацию с охраной окружающей среды и вторичной переработкой. Конечно, вы должны это сделать, но это также перекладывание ответственности. Именно производители всех этих вещей и упаковки должны больше заботиться об охране окружающей среды, а не их клиенты. Этот выбор, в значительной степени, ограничен тем, что они видят на полках, и они не заполняют их сами. Голосование через кошелек возможно только до определенной степени.

А знаете, что ещё смешно? Я смотрел этот документальный фильма на Netflix, так как он был предложен мне с учетом вкусов других пользователей. Несмотря на это, или поэтому, я рекомендую его к просмотру.


5.0/1