Интересно, как меняется тон дискуссии вокруг автономных автомобилей от момента, когда мы впервые услышали о них в средствах массовой информации. Несколько лет назад вся дискуссия сосредотачивалась вокруг вопроса «когда» эта грандиозная технология будущего будет доступна простым людям (если это вообще произойдёт). Сейчас СМИ всё жарче обсуждают возможные последствия внедрения этой технологии в повседневной жизни.
Пришло время, чтобы подумать о вещах, которые мы должны учитывать, вступая в новый мир автономных автомобилей.
Родстер с двумя кроватями
Если автомобилем будет управлять робот, пассажир должен будет занять себя каким-то образом. Однако, принимая во внимание полный спектр всех доступных электронных устройств, у среднестатистического пассажира, скорее, не будет с этим проблем.
Несмотря на это, появляется один вопрос. Если человек не сосредоточен на управлении, возрастает риск возникновения болезней, связанных с путешествиями. По данным исследований, проведенных учеными из Университета Мичигана, от шести до десяти процентов взрослых американцев постоянно будут ощущать тошноту и страдать от укачивания в автономных автомобилях.
Эта проблема, как правило, вызывается через конфликт сигналов, которые мозг получает от системы равновесия. Авторы исследования, Майкл Сивак и Брэндон Шойтл, заметили, что чтение, просмотр фильмов и т.д. усиливают тошноту, а концентрация на дороге и сон – устраняют этот эффект.
Из-за этого просмотр ленты на Facebook или просмотр телевизора во время движения автономного автомобиля не всегда будет приносить пользу. Вместе с тем, будет довольно утомительно постоянно следить за дорогой, в то время как робот управляет машиной.
Оптимальным вариантом является сон. К сожалению, современные автомобили не слишком удобны для этого действия, что неоднократно было подтверждено многими из нас. В связи с этим потребуется изменение интерьера автомобиля или оснащение его средствами против укачивания.
Медленные и стабильные победы в гонках
Автономные автомобили будут медленнее, чем обычные машины, поэтому есть большая вероятность, что для них будут назначены специальные полосы движения на дорогах. Как утверждает Джаред Файклинn, обозреватель в Fast Company, это проявление адаптации к меняющейся реальности.
Существуют две причины, почему люди часто нарушают ограничения скорости и правила дорожного движения, – говорит Джаред. Во-первых, это связано с нашим общим отсутствием дисциплины и привычкой отправляться в условленное место встречи в последний момент. Во-вторых, мы делаем это для того, чтобы наверстать упущенное время, которое мы проводим за рулём (конечно, существуют люди, которым езда на автомобиле доставляет огромное удовольствие, и они используют её, чтобы избавиться от страхов – но это исключительные случаи).
Полностью автоматизированная езда должна устранить обе проблемы. Ведь не имеет значение, где вы работаете с ноутбуком – в офисе или в дороге? Однако, спешащие автомобилисты и запрограммированные роботы не смогут хорошо взаимодействовать на одной полосе движения – эта ситуация увеличивает вероятность аварий. Это означает, что он не обойдется без создания специальных полосы для «спокойной» езды на автономных автомобилях.
Так что, наверное, когда-нибудь придут времена, когда нам придётся искать дороги, на которых можно будет насладиться традиционным управлением автомобиля.
Переходные проблемы автономных автомобилей
Дисциплинированные роботы-водители имеют нечеловечески быструю реакцию, не подвержены дисперсии, не отвлекаются на вид привлекательной женщины на улице или звук входящего сообщения. Это ценная особенность, которая существенно влияет на улучшение состояния безопасности на дорогах. Однако, другие исследования Sivaka и Schoettle ставят этот вопрос под сомнение.
Всё сводится к тому, что переходный период для замены технологий неизбежно займёт много лет. Замена всего автопарка – очень дорогой и трудоемкий процесс: в России средний возраст автомобиля – около 13 лет. Кроме того, всегда будет существовать группа людей, любящих традиционные автомобили, которые ни за что на свете не захотят их обменять на полностью автоматическую модель.
Ученые считают, что взаимодействие робот-человек в процессе движения способно привести к ухудшению безопасности дорожного движения в краткосрочной перспективе (по крайней мере, для второй категории водителей). Среднестатистический водитель, как правило, прогнозирует поведение других участников дорожного движения.
Пока что человеческий разум не может предвидеть действия роботов. Даже если обе машины едут в разных полосах.
Безработные таксисты
Многие жители крупных городов предпочитают совместное использование автомобилей, потому наличие собственного автомобиля становится всё дороже. В какой-то момент может дойти до того, что автоматическое такси станет дешевле традиционного: ведь Вам не придется платить зарплату роботу.
Типичная модель владения двумя автомобилями на одну семью, вероятно, станет роскошью: автономные транспортные средства смогут обслуживать несколько семей в нескольких местах.
И, наконец, когда мы будем лишены удовольствия от вождения, автомобиль потеряет этот «шарм», который так долго был ему присваивался. Какой будет смысл в полировке капота или покупке роскошного автомобиля, если поездка не будет отличаться от передвижения на общественном транспорте?
Короче говоря, эта тенденция принесёт массивные сокращения производства и продаж автомобилей, произойдет возрождение экономики совместного использования автомобилей, а на улицы выйдут безработные таксисты.
Время парковки
Для того, чтобы компенсировать проблемы будущего, которые мы обрисовали, остановимся теперь на преимуществах появления автономных автомобилей.
Несовершенство человеческого поведения велит нам соблюдать безопасную дистанцию между автомобилями во время движения с быстрой скоростью. Роботы не будут об этом заботиться, поэтому пропускная способность дорог увеличится.
Парковка станет быстрой и простой в любых условиях. Во-первых, автомобили смогут парковаться ближе друг к другу, в то время как водители и пассажиры смогут выйти из них в более удобном месте. Во-вторых, парковки могут появиться выше 20 этажа – для робота такая высота не проблема. В-третьих, парковка в центре города станет излишней: автомобили будут высаживать своих пассажиров заранее, а сами попытаются найти более доступные места для парковки.
И, наконец, автономные автомобили заставят вас забыть об очередях на автомойку или на АЗС. Робот сам выберет наиболее подходящий момент, чтобы отправиться в ночное время, например, на заправку, помывку или зарядку аккумулятора.
В наших попытках проникновения в будущее, мы не пытаемся протолкнуть какую-то монопольную истину. Времена, которые придут, будут отличаться в зависимости от места, в котором мы их встретим. Однако, вы не можете отрицать, что мир динамично меняется – и это на наших глазах...