По данным последнего исследования, более 70% активных пользователей интернета задумывается об удалении аккаунта из социальных сетей, в основном, потому что теряют на это занятие слишком много времени.
На мой взгляд, это нечто большее: люди чувствуют, что они стали обычным товаром для цифрового бизнеса, который не только кормит их подчас бесполезным содержимым, но также всё чаще и чаще говорят, что Вы должны сделать, купить, увидеть или услышать – и этот список постоянно увеличивается.
Каждый пользователь цифрового устройства имеет определенный спектр возможностей, благодаря которым он в состоянии в какой-то степени контролировать свою «цифровую тень» (я имею в виду данные и метаданные, которые генерируются автоматически при посещении сайтов в интернете). Фото, видео, мимолетные мысли и всё остальное, что мы публикуем сознательно и воспринимаем как свою собственность – наши цифровые отпечатки – в действительности принадлежат IT-корпорациям, которые управляют социальными сетями и платформами с мультимедиа.
Когда Вы отправляете на сервер видео, где Вы отдыхаете с друзьями или семьей, владельцы сервиса получают свою часть права собственности. В зависимости от правил, которые действуют в вашей стране, вы можете запретить дальнейший обмен или потребовать удаления личного содержимого. Но, несмотря на то, что говорят условия пользования сайтом, вы никогда не будете иметь стопроцентной уверенности в том, что не оставили ни одного следа.
В общем, то что попадает в интернет, остается там навсегда, независимо от того, в каком Вы были состоянии, когда это опубликовали, или сохраните ли в будущем доступ к вашей учетной записи. А если кто-то завладеет вашей учетной записью и изменит пароль? Не повезло! Если вы не являетесь обладателем своих цифровых продуктов и не имеете права этого требовать – Вы цифровой раб.
Для многих моих друзей это даже удобно. Им нравится жизнь в пузыре «подходящего контента», «специальных предложений» и «интересных записей друзей». Но у меня также много знакомых, которые предпочли бы перестать платить за всё это в обмен на получение свободы, чтобы вновь стать иррациональным, необъяснимым, непредсказуемым и, прежде всего, невидимым для цифровых инструментов. И я бы тоже так хотел!
Позволю себе задать вам вопрос: когда вы в последний раз сидели со своим лучшим другом или семьей, смотрели вместе фотографии и говорили в старых временах? Давно, правда? Мы так пристрастились к социальным сетям, что когда мы встречаемся, не шелестим альбомами – их уже даже не делают! Цифровые преемника альбомом – фоторамки, так и не были приняты. Зачем вообще об этом думать, если можно сохранить все фотографии на Instagram или Facebook?
Вместо того, чтобы иногда проявлять сентиментальность в общении с близкими, люди сидят за столом с вилкой в одной руке и смартфоном в другой. Наша зависимость от общения в интернете и непрерывного обмена всем, не только разрушает атмосферу семейных обедов, но также раскрывает нашу настоящую жизнь, давая контроль над ней корпорациям.
Как оказалось, восстановление права собственности на цифровые воспоминания не так просто. Гиганты IT сделают всё что могут, чтобы остановить Вас. А кто из нас оставил свой отпечаток только на одном сайте? Нужно помнить, что подавляющее большинство людей распространили свои воспоминания, по крайней мере, на несколько мест.
Работая над концепцией сайта FFForget, специалисты «Лаборатии Касперского» протестировали программный интерфейс (API) четырех основных социальных сетей: Facebook, Twitter, Instagram и Google Plus. Оказалось, что пользователи могут (на данный момент) забрать с них свои публикации, создать копию цифровых воспоминаний и безопасно хранить их в недоступном зашифрованном хранилище. После загрузки личного контента пользователи могут делать с ним всё, что угодно – так же, как со своими счетами. Одним словом, могут сделать ещё один шаг, чтобы стать независимым от крупных технологических компаний.
Глубоко верю, что возврат цифрового контента – это шаг в будущее, в котором нынешняя модель – цифрового рабства – не будет уже действовать. В этом будущем права собственности должны будут полностью принадлежать пользователям, которые смогут управлять контентом в полной мере. Это будущее, в котором я хочу жить.