Чем опасен интернет для детей – риски нападений и защита

Россия+7 (910) 990-43-11
Обновлено: 2021-10-05

Сегодня трудно думать о достойном будущем без каких-либо навыков использования современных технологий. Родители об этом знают и поэтому не возражают против открытия дверей в цифровой мир. К сожалению, ребёнок, как ещё не очень опытный субъект общества, особенно подвержен манипуляциям и использованию третьими лицами, и взрослыми, и другими детьми.

Многим родителям кажется, что опасность, которую несёт в себе интернет – это, прежде всего, обилие нежелательного контента. На самом деле, спектр угроз, которые несёт мир компьютеров и мобильных технологий, значительно шире, и во многих случаях совпадает с тем, с чем может иметь дело взрослый человек.

Незначительные в глазах взрослых опасности мира онлайн, в случае детей вырастают до огромных проблем!

Однако, масштаб и ранг каждой из угроз значительно отличается. Это связано с тем, что у ребёнка нет ещё сформированных защитных механизмов, которые позволяют ему адекватно реагировать, например, на виртуальное киберзапугивание. Взрослый гораздо легче справится со словесной агрессией или издевательствами в социальной сети, ребёнок может очень сильно это переживать, а без соответствующей поддержки замкнуться в себе.

Иногда ход вещей может быть полностью противоположным. Для ребёнка, который является инвалидом в нормальном мире – со стороны сверстников или «холодных» родителей – онлайн-чаты или форумы становятся ступенькой к «выходу в мир». Это может быть очень опасно, когда с другой стороны, вместо сострадательного человека, оказывается кто-то, кто хочет использовать отчаяние ребенка с своих эгоистичных целях.

Почему дети так уязвимы

Молодые люди, особенно те, которые выросли в последнее десятилетие, имеют проблемы с разграничением между виртуальным и реальным мирами. Для них эти миры существовали всегда. Они не пытаются понять принципов работы компьютера или смартфона, общения через мессенджеры или публикации фотографий в социальной сети является для столь же естественной, как дыхание, и имеет для них такое же значение, как разговор с друзьями или показ альбома с фотографиями.

Детей не интересует, как работает интернет или смартфон. Важно, что работает и это круто!

В последнее время говорят, что маленькие дети не в состоянии отличить результатов поиска в Google или других инструментах, от размещенных там рекламных модулей. А если они не в состоянии отличить таких вещей, то, очевидно, легко соблазняются на что-то более завуалированное, чем явная реклама.

Современный ребёнок погружен в мир умных устройств

Дети, особенно младшие, действуют в интернете как младенцы, которые тянут в рот всё, что окажется в пределах досягаемости их рук. Только что в данном случае это проявляется в необоснованной установке разных приложений, проверке «куда ведёт эта ссылка». Ум маленького ребенка открыт и жаждет знаний, но нельзя использовать его для убеждения в полной анонимности, безопасности или безнаказанности при использовании интернета.

Мобильные технологии всё чаще берут на себя роль учителя.

Если это происходит, то ребёнок подвергается не только обращенным к нему угрозам, но и может узнать о родителях гораздо больше, чем это желательно. Часто угрозы со стороны детей могут быть направлены не в сторону взрослых, а в сторону сверстников. Так как в школе дети могут быть безжалостны по отношению к менее любимым одноклассникам, так же может быть в интернете.

Нужно также иметь в виду, что дети не осознают последствий своих поступков, в такой степени, как взрослые. В мире компьютеров и интернета гораздо позже, чем в случае реального мира к ним приходит такое понимание. В худшем случае, отсутствие ответственности может доминировать в поведении людей даже на пороге зрелости и во взрослой жизни.

Каким угрозам подвержены дети в интернете

Как уже упоминалось, спектр угроз, которые подстерегают детей очень широкий. Вспомним некоторые из них:

  • Нарушение чувства реальности – молодой человек может перестать отличать, что является истиной, от того, что является лишь манипуляцией других интернет-пользователей. Эта проблема – следствие отсутствия ограничений в доступе к компьютеру и интернету в молодости. А также контакт в онлайн играх с неподходящим по возрасту содержанием, агрессивной рекламой, ложными новостями, которые не имеют ничего общего с истиной.
  • Нарушение конфиденциальности – оно может принимать различные формы. От публикации переписки, кражи фотографий, иногда даже с использованием камер, установленных в смартфонах или игрушках, вплоть до полной кражи имиджа в социальной сети. Это могут сделать не только злоумышленники, но и злонамеренные коллеги.
  • Порча хорошего имиджа – это не только последствие его кражи. Это может быть также результат отсутствия запрета на раскрытие личности в интернете. Не обязательно сразу, иногда после многих лет, кто-то может использовать высказывания, фотографии и другой контент, чтобы представить взрослого человека в негативном свете.
  • Киберзапугивание – хотя кажется, что виртуальная жестокость не имеет такой же силы, как в случае физического контакта, для ребёнка разница может быть неразличимой. Негативные записи в профиле, словесные оскорбления и запугивание публикацией компрометирующего содержания, может довести ребёнка до депрессии или хуже.
  • Скрытые расходы в приложениях – неограниченный доступ к приложениям для мобильных устройств, которые имеют скрытые платежи, может привести большим расходам родителей, которые не налагают никаких ограничений на своих детей.
  • Отделение от родителей – анонимные пользователи, которые хотят заманить детей в свои группы (и даже секты), ищут уязвимых для манипуляции детей. Особенно тех, которые открыто признаются в плохих отношениях с родителями. Такой человек представляет себя, как того, кто понимает все проблемы ребенка, пишет или говорит то, что хочет он услышать. А когда установит нужное отношение, может уговорить ребенка на опасное поведение и даже установить контакт в реальном мире.
  • Поощрение маргинального поведения – следствием простоты доступа к нежелательному контенту является не только сам контакт с такими материалами. Люди, которые поощряют его к непристойному поведению, могут призывать ребёнка просматривать видеоролики и посещать вредоносные сайты.
  • Потеря данных – ребёнка гораздо легче «заставить», чем взрослого, нажать на ссылку для загрузки бесплатной игры, приложения, невероятного фото кумира. Ему трудно объяснить, что требования мобильного приложения слишком высоки, чтобы считать его безопасным. Но, именно таким образом распространяется большинство компьютерных вредителей, крадущих данные.

Родитель тоже может быть угрозой

Интересный, но тревожный вопрос безопасности детей, – тот факт, что по мере развития технологий риск для ребенка может быть результатом не только его небрежности, но и действий родителей.

Примером являются интерактивные игрушки, которые могут подключаться к интернету и загружать изображения или звук из окружающей среды ребенка. Их могут использовать самые поганые лица.

Неразумное поведение родителей может представлять опасность для ребенка не меньшую, чем чужой человек.

Проблемой является также чрезмерная гордость, которая способствует тому, что родители очень охотно размещают фотографии своих потомков уже в грудном возрасте на публичных профилях. Безответственное отношение к фотографиям, часто с не менее проницательными описаниями, которые раскрывают то, что должно быть всегда приватным, может нанести большой вред как родителям, так и ребёнку.

Когда следует обучать ребенка

Поскольку в настоящее время дети довольно быстро сталкиваются с миром компьютеров и мобильной связи, начать обучение следует как можно раньше.

Образование в вопросах безопасности, с учетом возраста ребенка, следует начать как можно раньше!

Родители должны также помнить, чтобы нельзя перекладывать ответственность на школу, а учителя, что только совместная работа с родителями позволит избежать конфликтов. Но, в первую очередь, прежде чем мы начнем наполнять ум ребенка соответствующими материалами, правилами, следует сформировать «нить доверия».

Ребёнок должен быть уверен, что любые запреты или предписания не создаются против него, а для его же блага. Родитель, который не умеет с ребенком общаться в повседневных делах, не сможет договориться в вопросах кибербезопасности. Вы должны показать, что безопасность в интернете касается не только малыша, но и каждого пользователя, а также взрослого.

Слежка за детьми через компьютерную игру

Кроме того, ребёнок должен чувствовать, что рекомендации родителей вытекают из понимания проблемы безопасности, а не из попытки показать «кто тут главный. Лучше всего, когда родитель интересуется миром интернета, компьютеров, отслеживает тенденции и читает о разных техниках, которые могут быть использованы злоумышленниками.

Молодежь, которая видит, что родители не очень разбираются в технологиях, сразу же перестаёт рассматривать их как авторитет в этой области.

К счастью, родитель не должен сейчас быть компьютерным гуру, чтобы представлять ребёнку поддержку. Достаточно показать, что несмотря на отличия природы цифрового и реального мира, это вовсе не означает, что отличаются угрозы. Наоборот – как взрослый человек, с богатым жизненным опытом, родитель через разговор может помочь детям заметить определенные аналогии между обычной и цифровой средой.

Например – интернет может запомнить нашу активность, как обычный собеседник, а потом использовать эти слова против нас. Ребёнок может сказать во дворе, что никого не будет дома, а это может услышать стоящий рядом вор. Тот же механизм работает в интернете, когда молодой человек чрезмерно хвалит себя в профиле социальной сети, на него начинают обращать внимание злоумышленники.

Как защитить детей от нападений

Прежде всего, каждый родитель должен понимать, что безопасность в интернете – это проблема, которая касается каждого без исключения, а не «всех, только не меня».

Забота о безопасности ребенка сводится к следующим действиям:

  • Контроль над действиями детей с помощью программного обеспечения (родительский контроль)
  • Обучению в вопросах безопасности – адаптировано к возрасту ребенка
  • Создание совместно продуманного набора правил работы с компьютером
  • Создание безопасной среды для развлечения и обучения (компьютер и программное обеспечение)

Чем старше ребенок, тем больше требует свободы и тем труднее контролировать его действия. Пятилетний ребенок, который голоден до знаний, охотнее отреагирует на соответствующим образом сформулированные предписания, чем подросток, который не хочет, чтобы родители устанавливали для него ежедневный план занятий.

Часто упоминаемый метод отслеживания и мониторинга активности ребенка – родительский контроль (соответствующий модуль можно найти в комплексном антивирусе Касперского) – является лучшим средством управления деятельностью детей в интернете. С его помощью легко определить, что и когда они могут делать, какие сайты могут посещать, и ослаблять запреты по мере их роста.

Модуль родительский контроль KasperskySafe Kids

В случае подростка эта часть системы родительского контроля, которая используется для блокировки доступа, может дать сбой. Прежде всего, подросток может найти способы обхода блокировки либо на домашнем компьютере, либо с помощью доступа с других устройств.

Мобильное устройство – это ворота в мир молодых людей. Ворота, которые очень сложно держать под контролем.

Ещё более сложной является ситуация в случае мобильных устройств, которые рассматриваются, не без оснований, как что-то очень личное. Такого цифровой дневник нельзя открывать без причины, потому что это может навсегда разрушить доверие ребёнка.

По этой причине контроль деятельности молодых людей в социальных сетях, чтобы не подвести их доверие, является очень трудным делом. Теоретически можно проникнуть в круг доверия сына или дочери, и присоединиться к кругу его друзей. Но и в этом случае легко будет контролировать младших детей, но чем старше ребёнок, тем сложнее требовать от него подчинения. Будет проще, если ребенок нам доверяет и считает авторитетом. Тогда, когда возникнут проблемы, он обратиться к вам за помощью. А это произойдет, если с раннего возраста мы начнём прививать набор правил безопасности и научим их соблюдать.

Модуль родительского контроля можно рассматривать как поддержку, а не ужасного электронного стража. Известно, что ни один ребенок не становится счастливым, когда прерывают его игру. Однако, можно попытаться представить систему ограничений по времени использования компьютера в модуле родительского контроля в качестве помощника в построении самодисциплины. То есть, опять же, мы показываем, что мы не действуем в ущерб, а во благо ребёнка.

Помимо инструментов, типа родительский контроль, вы должны помнить о стандартных способах защиты. Регулярное обновление операционной система, пакет безопасности и антишпионское программное обеспечение – это основа. К этому можно добавить приложение, блокирующее использование внешних USB-носителей или блокирующее веб-камеру.

Также важно, чтобы у всех детей были свои учетные записи на своем компьютере, предпочтительно у каждого свой компьютер. Благодаря этому они будут чувствовать себя независимыми, и всё же взрослый сможет контролировать учетную запись ребенка под прикрытием управления оборудованием (обязательно без административных прав). Если возможно, аналогичные шаги должны быть предприняты в отношении мобильных устройств.

Чем раньше мы реализуем правила разумного поведения в интернете, тем быстрее они станут для детей привычкой!

Кроме того, необходимо самому совершенствовать свои знания в вопросах безопасности. Говорить не только с ребёнком, но и с друзьями, учителями и всеми другими людьми, о которых знаем, что они имеют дело с нашим подопечным. Для того, чтобы почувствовать возможные проблемы, прежде чем они станут серьёзными.


5.0/2